Сатирические стихи про критику

Найдено стихов - 7

Иван Крылов

Эпиграмма на Г.П. Ржевского (Мой критик, ты чутьем прославиться хотел…)

Мой критик, ты чутьем прославиться хотел,
Но ты и тут впросак попался:
Ты говоришь, что мой герой …
Ан нет, брат, он …

Саша Чёрный

Критику

Когда поэт, описывая даму,
Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет»,
Здесь «я» не понимай, конечно, прямо —
Что, мол, под дамою скрывается поэт.
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт — мужчина. Даже с бородою.

Владимир Маяковский

Говорят…

Барбюс обиделся — чего, мол, ради критики затеяли спор пустой?
Я, говорит, не французский Панаит Истрати, а испанский Лев Толстой.

Говорят, что критики названия растратили — больше сравнивать не с кем!
И балканский Горький — Панаит Истрати будет назван ирландским Достоевским.

Говорят — из-за границы домой попав, после долгих во́льтов,
Маяковский дома поймал «Клопа» и отнес в театр Мейерхольда.

Говорят — за изящную фигуру и лицо, предчувствуя надобность близкую,
артиста Ильинского профессор Кольцов переделал в артистку Ильинскую.

Владимир Маяковский

Столп

Товарищ Попов
       чуть-чуть не от плуга.
Чуть
  не от станка
        и сохи.
Он —
  даже партиец,
         но он
            перепуган,
брюзжит
    баритоном сухим:
«Раскроешь газетину —
          в критике вся,
любая
   колеблется
        глыба.
Кроют.
   Кого?
      Аж волосья
встают
   от фамилий
         дыбом.
Ведь это —
     подрыв,
         подкоп ведь это…
Критику
    осторожненько
           должно вести.
А эти
  критикуют,
       не щадя авторитета,
ни чина,
    ни стажа,
         ни должности.
Критика
    снизу —
        это яд.
Сверху —
    вот это лекарство!
Ну, можно ль
      позволить
          низам,
             подряд,
всем! —
    заниматься критиканством?!
О мерзостях
      наших
         трубим и поем.
Иди
  и в газетах срамись я!
Ну, я ошибся…
       Так в тресте ж,
              в моем,
имеется
    ревизионная комиссия.
Ведь можно ж,
       не задевая столпов,
в кругу
   своих,
      братишек, —
вызвать,
    сказать:
        — Товарищ Попов,
орудуй…
    тово…
       потише… —
Пристали
    до тошноты,
          до рвот…
Обмазывают
      кистью густою.
Товарищи,
     ведь это же ж
            подорвет
государственные устои!
Кого критикуют? —
         вопит, возомня,
аж голос
    визжит
       тенорком. —
Вчера —
    Иванова,
        сегодня —
             меня,
а завтра —
     Совнарком!»
Товарищ Попов,
       оставьте скулеж.
Болтовня о подрывах —
           ложь!
Мы всех зовем,
       чтоб в лоб,
            а не пятясь,
критика
    дрянь
       косила.
И это
   лучшее из доказательств
нашей
   чистоты и силы.

Владимир Маяковский

Баллада о бюрократе и о рабкоре

Балладу
    новую
       вытрубить рад.
Внимание!
     Уши востри́те!
В одном
    учреждении
          был бюрократ
и был
   рабкор-самокритик.
Рассказывать
       сказки
          совсем нехитро́!
Но это —
    отнюдь не сказки.
Фамилия
    у рабкора
         Петров,
а у бюрократа —
        Васькин.
Рабкор
    критикует
         указанный трест.
Растут
   статейные горы.
А Васькин…
      слушает да ест.
Кого ест?
     — Рабкора.
Рабкор
    исписал
        карандашный лес.
Огрызка
    не станет
         скоро!
А Васькин
     слушает да ест.
Кого ест?
     — Рабкора.
Рабкор
    на десятках
          трестовских мест
раскрыл
    и пьяниц
         и во́ров.
А Васькин
     слушает да ест.
Кого ест?
     — Рабкора.
От критик
     рабкор
         похудел и облез,
растет
   стенгазетный ворох.
А Васькин
     слушает да ест.
Кого ест?
     — Рабкора.
Скончался рабкор,
         поставили крест.
Смирён
    непокорный норов.
А Васькин
     слушает да ест.
Кого?!
   — Других рабкоров.
Чтоб с пользой
        читалась баллада,
обдумать
     выводы
         надо.
Во-первых,
     вступив
         с бюрократом в бои,
вонзив
    справедливую критику,
смотри
    и следи —
         из заметок твоих
какие
   действия
        вытекут.
А во-вторых,
      если парню влетит
за то, что
     держался храбрый,
умерь
   бюрократовский аппетит,
под френчем
       выищи жабры.

Владимир Маяковский

Критика самокритики

Модою —
     объяты все:
и размашисто
       и куцо,
словно
    белка в колесе
каждый
    самокритикуется.
Сам себя
     совбюрократ
бьет
   в чиновничие перси.
«Я
  всегда
     советам рад.
Критикуйте!
      Я —
        без спеси.
Но…
  стенгазное мычанье…
Где
  в рабкоре
       толку статься?
Вы
  пишите замечания
и пускайте
      по инстанциям».
Самокритик
      совдурак
рассуждает,
      помпадурясь:
«Я же ж
    критике
        не враг.
Но рабкорь —
       разводит дурость.
Критикуйте!
      Не обижен.
Здравым
     мыслям
         сердце радо.
Но…
  чтоб критик
        был
          не ниже,
чем
  семнадцтого разряда».
Сладкогласый
       и ретивый
критикует подхалим.
С этой
   самой
      директивы
не был
    им
      никто
         хвалим.
Сутки
   сряду
      могут крыть
тех,
  кого
    покрыли свыше,
чтоб начальник,
        видя прыть,
их
  из штатов бы
         не вышиб.
Важно
   пялят
      взор спецы́
на критическую моду, —
дескать —
     пойте,
        крит-певцы,
языком
    толчите воду.
Много
   было
      каждый год
разударнейших кампаний.
Быть
   тебе
      в архиве мод —
мода
   на самокопанье.
А рабкор?
     Рабкор —
          смотрите! —
приуныл
     и смотрит криво:
от подобных
      самокритик
у него
   трещит загривок.
Безработные ручища
тычет
   зря
     в карманы он.
Он —
  обдернут,
       он —
         прочищен,
он зажат
     и сокращен.
Лава фраз —
      не выплыть вплавь.
Где размашисто,
        где куцо,
модный
    лозунг
       оседлав,
каждый —
     самокритикуется.
Граждане,
     вы не врите-ка,
что это —
     самокритика!
Покамест
     точат начальники
демократические лясы,
меж нами
     живут молчальники —
овцы
   рабочего класса.
А пока
    молчим по-рабьи,
бывших
    белых
       крепнут орды —
рвут,
   насилуют
        и грабят,
непокорным —
       плющат морды.
Молчалиных
      кожа
устроена хи́тро:
плюнут им
     в рожу —
рожу вытрут.
«Не по рылу грохот нам,
где ж нам
     жаловаться?
Не прощаться ж
        с крохотным
с нашим
    с жалованьицем».
Полчаса
    в кутке
        покипят,
чтоб снова
     дрожать начать.
Эй,
  проснитесь, которые спят!
Разоблачай
      с головы до пят.
Товарищ,
    не смей молчать!

Владимир Маяковский

Массам непонятно

Между писателем
        и читателем
              стоят посредники,
и вкус
   у посредника
         самый средненький.
Этаких
   средненьких
         из посреднической рати
тыща
   и в критиках
         и в редакторате.
Куда бы
    мысль твоя
          ни скакала,
этот
  все
    озирает сонно:
— Я
  человек
      другого закала.
Помню, как сейчас,
          в стихах
               у Надсо̀на…
Рабочий
     не любит
          строчек коротеньких.
А еще
   посредников
          кроет Асеев.
А знаки препинания?
          Точка —
              как родинка.
Вы
  стих украшаете,
          точки рассеяв.
Товарищ Маяковский,
           писали б ямбом,
двугривенный
       на строчку
            прибавил вам бы. —
Расскажет
     несколько
          средневековых легенд,
объяснение
      часа на четыре затянет,
и ко всему
     присказывает
            унылый интеллигент:
— Вас
   не понимают
         рабочие и крестьяне. —
Сникает
    автор
       от сознания вины.
А этот самый
       критик влиятельный
крестьянина
      видел
         только до войны,
при покупке
      на даче
          ножки телятины.
А рабочих
     и того менее —
случайно
     двух
        во время наводнения.
Глядели
    с моста
        на места и картины,
на разлив,
     на плывущие льдины.
Критик
   обошел умиленно
двух представителей
          из десяти миллионов.
Ничего особенного —
          руки и груди…
Люди — как люди!
А вечером
     за чаем
         сидел и хвастал:
— Я вот
    знаю
       рабочий класс-то.
Я
 душу
    прочел
        за их молчанием —
ни упадка,
     ни отчаяния.
Кто может
     читаться
         в этаком классе?
Только Гоголь,
       только классик.
А крестьянство?
        Тоже.
           Никак не иначе.
Как сейчас, помню —
          весною, на даче… —
Этакие разговорчики
          у литераторов
                 у нас
часто
   заменяют
        знание масс.
И идут
   дореволюционного образца
творения слова,
        кисти
           и резца.
И в массу
     плывет
         интеллигентский дар —
грезы,
   розы
      и звон гитар.
Прошу
   писателей,
        с перепугу бледных,
бросить
    высюсюкивать
            стихи для бедных.
Понимает
     ведущий класс
и искусство
      не хуже вас.
Культуру
    высокую
         в массы двигай!
Такую,
    как и прочим.
Нужна
    и понятна
         хорошая книга —
и вам,
   и мне,
      и крестьянам,
             и рабочим.