Сатирические стихи про стих

Найдено стихов - 15.

Все стихи показаны на одной странице.

Прокручивайте страницу вниз, чтобы посмотреть все стихи.


Сергей Есенин

Частушки (о поэтах)

Я сидела на песке
У моста высокова.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.

Сделала свистулечку
Из ореха грецкого.
Веселее нет и звонче
Песен Городецкого.

Неспокойная была,
Неспокой оставила.
Успокоили стихи
Кузмина Михаила.

Шел с Орехова туман,
Теперь идет из Зуева.
Я люблю стихи в лаптях
Миколая Клюева.

Дуют ветры от реки,
Дуют от околицы.
Есть и ситец и парча
У Любови Столицы.

Заливается в углу
Таракан, как пеночка.
Не подумай, что растешь,
Таня Ефименочка.

Ах, сыпь, ах, жарь,
Маяковский — бездарь.
Рожа краской питана,
Обокрал Уитмана.

Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дяди, дяди, я большой,
Скоро буду с лысиной.

Ах, батюшки, ох-ох-ох,
Есть поэт Мариенгоф.
Много кушал, много пил,
Без подштанников ходил.

Квас сухарный, квас янтарный,
Бочка старо-новая.
У Васятки у Каменского
Голова дубовая.

Игорь Северянин

Поэза истребления

Меня взорвало это «кубо»,
В котором все бездарно сплошь, —
И я решительно и грубо
Ему свой стих точу, как нож.
Гигантно недоразуменье, —
Я не был никогда безлик:
Да, Пушкин стар для современья,
Но Пушкин — Пушкински велик!
И я, придя к нему на смену,
Его благоговейно чту:
Как он — Татьяну, я Мадлэну
Упорно возвожу в Мечту…
Меж тем как все поэзодедьцы,
И с ними доблестный Парнас,
Смотря, как наглые пришельцы —
О, Хам Пришедший! — прут на нас,
Молчат в волшбе оцепенений,
Не находя ударных слов,
Я, среди них единый гений,
Сказать свое уже готов:
Позор стране, поднявшей шумы
Вкруг шарлатанов и шутов!
Ослы на лбах, «пьеро»-костюмы
И стихотомы… без стихов!
Позор стране, дрожащей смехом
Над вырожденьем! Дайте слез
Тому, кто приравнял к утехам
Призывы в смерть! в свинью! в навоз!
Позор стране, встречавшей «ржаньем»
Глумленье надо всем святым,
Былым своим очарованьем
И над величием своим!
Я предлагаю: неотложно
Опомниться! И твердо впредь
Псевдоноваторов — острожно
Иль игнорирно — но презреть!
Для ободрения ж народа,
Который впал в угрозный сплин,
Не Лермонтова — «с парохода»,
А бурлюков — на Сахалин!
Они — возможники событий,
Где символом всех прав — кастет…
Послушайте меня! поймите! —
Их от сегодня больше нет.

Иннокентий Анненский

Трилистник шуточный

1.
Перебой ритмаСонетКак ни гулок, ни живуч — Ям —
— б, утомлен и он, затих
Средь мерцаний золотых,
Уступив иным созвучьям.То-то вдруг по голым сучьям
Прозы утра, град шутих,
На листы веленьем щучьим
За стихом поскачет стих.Узнаю вас, близкий рампе,
Друг крылатый эпиграмм, Пэ —
— она третьего размер.Вы играли уж при мер —
— цаньи утра бледной лампе
Танцы нежные Химер.
2.
Пэон второй — пэон четвертыйСонетНа службу Лести иль Мечты
Равно готовый консорты,
Назвать вас вы, назвать вас ты,
Пэон второй — пэон четвертый? Как на монетах, ваши стерты
Когда-то светлые черты,
И строки мшистые плиты
Глазурью льете вы на торты.Вы — сине-призрачных высот
В колодце снимок помертвелый,
Вы — блок пивной осатанелый, Вы — тот посыльный в Новый год,
Что орхидеи нам несет,
Дыша в башлык обледенелый.
3.
ЧеловекСонетЯ завожусь на тридцать лет,
Чтоб жить, мучительно дробя
Лучи от призрачных планет
На «да» м «нет», на «ах!» и «бя».Чтоб жить, волнуясь и скорбя
Над тем, чего, гляди, и нет…
И был бы, верно, я поэт,
Когда бы выдумал себя.В работе ль там не без прорух,
Иль в механизме есть подвох,
Но был бы мой свободный дух —Теперь не дух, я был бы Бог…
Когда б не «пиль!» да не «тубо!»,
Да не «тю-тю» после «бо-бо!..»

Владимир Маяковский

Стих не про дрянь, а про дрянцо

Всем известно,
       что мною
            дрянь
воспета
   молодостью ранней.
Но дрянь не переводится.
            Новый грянь
стих
  о новой дряни.
Лезет
     бытище
      в щели во все.
Подновили житьишко,
            предназначенное на слом,
человек
   сегодня
          приспособился и осел,
странной разновидностью —
               сидящим ослом.
Теперь —
    затишье.
          Теперь не наро́дится
дрянь
     с настоящим
         характерным лицом.
Теперь
   пошло
      с измельчанием народца
пошлое,
      маленькое,
            мелкое дрянцо.
Пережил революцию,
          до нэпа до́жил
и дальше
       приспособится,
            хитёр на уловки…
Очевидно —
      недаром тоже
и у булавок
       бывают головки.
Где-то
   пули
       рвут
           знамённый шёлк,
и нищий
       Китай
         встает, негодуя,
а ему —
      наплевать.
           Ему хорошо:
тепло
      и не дует.
Тихо, тихо
     стираются грани,
отделяющие
         обывателя от дряни.
Давно
   канареек
          выкинул вон,
нечего
   на птицу тратиться.
С индустриализации
          завел граммофон
да канареечные
         абажуры и платьица.
Устроил
      уютную
           постельную нишку.
Его
 некультурной
       ругать ли гадиною?!
Берет
     и с удовольствием
           перелистывает книжку,
интереснейшую книжку —
              сберегательную.
Будучи
   очень
         в семействе добрым,
так
 рассуждает
      лапчатый гусь:
«Боже
      меня упаси от допра,
а от Мопра —
      и сам упасусь».
Об этот
    быт,
         распухший и сальный,
долго
      поэтам
          язык оббивать ли?!
Изобретатель,
       даешь
             порошок универсальный,
сразу
     убивающий
         клопов и обывателей.

Владимир Маяковский

Стих как бы шофера

Граждане,
     мне
        начинает казаться,
что вы
   недостойны
         индустриализации.
Граждане дяди,
        граждане тети,
Автодора ради —
        куда вы прете?!
Сто́ит
   машине
       распрозаявиться —
уже
  с тротуара
       спорхнула девица.
У автомобильного
         у колесика
остановилась
       для пудрения носика.
Об едешь мостовою,
а рядом
    на лужище
с «Вечерней Москвою»,
встал совторгслужащий.
Брови
   поднял,
из ноздри —
      волосья.
«Что
   сегодня
идет
   в «Коло́ссе»?
Об ехали этого,
        других догнали.
Идут
   какие-то
       две канальи.
Трепать
    галоши
походкой быстрой ли? ,
Не обернешь их,
и в ухо
   выстрелив.
Спешишь —
      не до шуток! —
и с прытью
      с блошиною
в людской
     в промежуток
вопьешься машиною.
И упрется
     радиатор
в покидающих театр.
Вам ехать надо?
        Что ж с того!
Прижат
    мужчина к даме,
идут
   по пузу мостовой
сомкнутыми рядами.
Во что лишь можно
(не язык —
     феерия!)
в момент
     обложена
вся шоферия.
Шофер
    столкновеньям
            подвел итог:
«Разинь
    гудок ли уймет?!
Разве
   тут
     поможет гудок?!
Не поможет
      и
       пулемет».
Чтоб в эту
     в самую
         в индустриализацию
веры
   шоферия
        не теряла,
товарищи,
     и в быту
         необходимо взяться
за перековку
       человеческого материала.

Владимир Маяковский

Не все то золото, что хозрасчет

Рынок
   требует
       любовные стихозы.
Стихи о революции?
          на кой-они черт!
Их смотрит
     какой-то
         испанец «Хо́зе» —
Дон Хоз-Расчет.
Мал почет,
     и бюджет наш тесен.
Да еще
   в довершенье —
          промежду нас —
нет
  ни одной
      хорошенькой поэтессы,
чтоб привлекала
        начальственный глаз.
Поэта
   теснят
      опереточные дивы,
теснит
   киношный
        размалеванный лист.
— Мы, мол, массой,
         мы коллективом.
А вы кто?
     Кустарь-индивидуалист!
Город требует
       зрелищ и мяса.
Что вы там творите
         в муках родо́в?
Вы
  непонятны
        широким массам
и их представителям
          из первых рядов.
Люди заработали —
         дайте, чтоб потратили.
Народ
   на нас
      напирает густ.
Бросьте ваши штучки,
          товарищи
изобретатели
       каких-то
           новых,
грядущих искусств. —
Щеголяет Толстой,
         в истории ряженый,
лезет,
   напирает
        со своей императрицей.
— Тьфу на вас!
       Вот я
          так тиражный.
Любое издание
        тысяч тридцать. —
Певице,
    балерине
         хлоп да хлоп.
Чуть ли
    не над ЦИКом
           ножкой машет.
— Дескать,
     уберите
         левое барахло,
разные
    ваши
       левые марши. —
Большое-де искусство
          во все артерии
влазит,
    любые классы покоря.
Довольно!
     В совмещанском партере
Леф
  не раскидает свои якоря.
Время! —
    Судья единственный ты мне.
Пусть
   «сегодня»
        подымает
непризнающий вой.
Я
 заявляю ему
       от имени
твоего и моего:
— Я чту
    искусство,
         наполняющее кассы.
Но стих
   раструбливающий
           октябрьский гул,
но стих,
    бьющий
        оружием класса, —
мы не продадим
        ни за какую деньгу.

Владимир Маяковский

Во избежание умственных брожений

Во избежание умственных брожений,
стихи написав,
       об ясняю их:
стихи
   в защиту
       трудовых сбережений,
но против стяжателей,
          глупых и скупых

Иванов,
    пожалуй, слишком
экономией взволнован.
Сберегательная
        книжка
завелась у Иванова.
Иванов
    на книжку эту
собирает
    деньги
       так —
бросивши
     читать газету,
сберегает
     в день
        пятак.
Нежен
   будучи
      к невесте,
он
 в кино
    идет не вместе.
Не води
    невест и жен —
и полтинник
      сбережен.
Принимает
     друга
        сто́ймя,
чай
  пустой
     и то не даст вам.
Брата
   выгонит из дома,
зря
  не тратясь
       на хозяйство.
Даже
   бросил
       мылом мыться —
сэкономлю-де
       немножко.
И наутро
    лапкой
        рыльце
моет он,
    как моет кошка.
Но зато
    бывает рад он
приобресть
     кольцо на палец:
— Это, мол,
хотя и трата,
но,
  кольцо
      на случай спрятав,
я
 имею
    капиталец. —
Какое дело
     до стройки,
           до ломки —
росли б
    сбережений комья.
Его
  интересует
       из всей экономики
только
   своя экономия.
Дни
  звенят
     галопом конниц,
но у парня
     мысли звонче:
как бы
   это
     на червонец
набежал
    еще червончик.
Мы
  не бережливости ругатели,
клади
   на книжку
        лишки,
но помни,
    чтоб книжкой сберегательной
не заслонялись
       другие книжки.
Помни,
   что жадность
         людям
            дана
не только на гроши,
строительству
      жадность
          отдай до дна,
на жизнь
    глаза
      расширь!

Владимир Маяковский

Вызов

Горы злобы
                  аж ноги гнут.
Даже
         шея вспухает зобом.
Лезет в рот,
                  в глаза и внутрь.
Оседая,
            влезает злоба.
Весь в огне.
                Стою на Риверсайде.
Сбоку
         фордами
                     штурмуют мрака форт.
Небоскрёбы
                  локти скручивают сзади,
впереди
            американский флот.
Я смеюсь
             над их атакою тройною.
Ники Картеры
                    мою
                           недоглядели визу.
Я
   полпред стиха —
                           и я
                                 с моей страной
вашим штанишкам
                            бросаю вызов.
Если
        кроха протухла,
                              плеснится,
выбрось
             весь
                    прогнивший кус.
Посылаю к чертям свинячим
все доллары
                  всех держав.
Мне бы
         кончить жизнь
                              в штанах,
                                          в которых начал,
ничего
         за век свой
                        не стяжав.
Нам смешны
                  дозволенного зоны.
Взвод мужей,
                 остолбеней,
                                 цинизмом поражён!
Мы целуем
               — беззаконно! —
                                      над Гудзоном
ваших
         длинноногих жён.
День наш
            шумен.
                     И вечер пышен.
Шлите
         сыщиков
                     в щёлках слушать.
Пьём,
         плюя
                 на ваш прогибишен,
ежедневную
                  «Белую лошадь».
Вот и я
          стихом побрататься
прикатил и вбиваю мысли,
не боящиеся депортаций:
ни сослать их нельзя
                              и не выселить.
Мысль
         сменяют слова,
                              а слова —
                                            дела,
и глядишь,
               с небоскрёбов города,
раскачав,
            в мостовые
                           вбивают тела —
Вандерлипов,
                  Рокфеллеров,
                                      Фордов.
Но пока
           доллар
                     всех поэм родовей.
Обирая,
         лапя,
                 хапая,
выступает,
               порфирой надев Бродвей,
капитал —
               его препохабие.

Владимир Маяковский

Работникам стиха и прозы, на лето едущим в колхозы

Что пожелать вам,
         сэр Замятин?
Ваш труд
    заранее занятен.
Критиковать вас
        не берусь,
не нам
   судить
      занятье светское,
но просим
     помнить,
         славя Русь,
что Русь
    — уж десять лет! —
             советская.
Прошу
   Бориса Пильняка
в деревне
     не забыть никак,
что скромный
       русский простолюдин
не ест
   по воскресеньям
           пудинг.
Крестьянам
      в бритенькие губки
не суйте
    зря
      английской трубки.
Не надобно
      крестьянам
            тож
на плечи
    пялить макинтош.
Очередной
     роман
        растя,
деревню осмотрите заново,
чтобы не сделать
        из крестьян
англосаксонского пейзана.

Что пожелать
       Гладкову Ф.?
Гладков романтик,
         а не Леф, —
прочесть,
     что написал пока он,
так все колхозцы
        пьют какао.
Колхозца
     серого
         и сирого
не надо
    идеализировать.
Фантазией
     факты
        пусть не засло̀нятся.
Всмотритесь,
      творя
         фантазии рьяные, —
не только
     бывает
         «пьяное солнце»,
но…
  и крестьяне бывают пьяные.
Никулину —
      рассказов триста!
Но —
   не сюжетьтесь авантюрами,
колхозные авантюристы
пусть не в роман идут,
           а в тюрьмы.

Не частушить весело́
попрошу Доронина,
чтобы не было
       село
в рифмах проворонено.
Нам
  деревню
      не смешной,
с-е-р-и-о-з-н-о-й дай-ка,
чтобы не была
       сплошной
красной балалайкой.

Вам, Третьяков,
        заданье тоньше,
вы —
   убежденный фельетонщик.
Нутром к земле!
        Прижмитесь к бурой!
И так
   зафельетоньте здорово,
чтобы любая
      автодура
вошла бы
     в лоно автодорово.
А в общем,
     писать вам
          за томом том,
товарищи,
     вам
       благодарна и рада,
будто платком,
       газетным листом
машет
   вослед
       «Комсомольская правда».

Владимир Маяковский

Массам непонятно

Между писателем
        и читателем
              стоят посредники,
и вкус
   у посредника
         самый средненький.
Этаких
   средненьких
         из посреднической рати
тыща
   и в критиках
         и в редакторате.
Куда бы
    мысль твоя
          ни скакала,
этот
  все
    озирает сонно:
— Я
  человек
      другого закала.
Помню, как сейчас,
          в стихах
               у Надсо̀на…
Рабочий
     не любит
          строчек коротеньких.
А еще
   посредников
          кроет Асеев.
А знаки препинания?
          Точка —
              как родинка.
Вы
  стих украшаете,
          точки рассеяв.
Товарищ Маяковский,
           писали б ямбом,
двугривенный
       на строчку
            прибавил вам бы. —
Расскажет
     несколько
          средневековых легенд,
об яснение
      часа на четыре затянет,
и ко всему
     присказывает
            унылый интеллигент:
— Вас
   не понимают
         рабочие и крестьяне. —
Сникает
    автор
       от сознания вины.
А этот самый
       критик влиятельный
крестьянина
      видел
         только до войны,
при покупке
      на даче
          ножки телятины.
А рабочих
     и того менее —
случайно
     двух
        во время наводнения.
Глядели
    с моста
        на места и картины,
на разлив,
     на плывущие льдины.
Критик
   обошел умиленно
двух представителей
          из десяти миллионов.
Ничего особенного —
          руки и груди…
Люди — как люди!
А вечером
     за чаем
         сидел и хвастал:
— Я вот
    знаю
       рабочий класс-то.
Я
 душу
    прочел
        за их молчанием —
ни упадка,
     ни отчаяния.
Кто может
     читаться
         в этаком классе?
Только Гоголь,
       только классик.
А крестьянство?
        Тоже.
           Никак не иначе.
Как сейчас, помню —
          весною, на даче… —
Этакие разговорчики
          у литераторов
                 у нас
часто
   заменяют
        знание масс.
И идут
   дореволюционного образца
творения слова,
        кисти
           и резца.
И в массу
     плывет
         интеллигентский дар —
грезы,
   розы
      и звон гитар.
Прошу
   писателей,
        с перепугу бледных,
бросить
    высюсюкивать
            стихи для бедных.
Понимает
     ведущий класс
и искусство
      не хуже вас.
Культуру
    высокую
         в массы двигай!
Такую,
    как и прочим.
Нужна
    и понятна
         хорошая книга —
и вам,
   и мне,
      и крестьянам,
             и рабочим.

Владимир Маяковский

Письмо к любимой Молчанова, брошенной им

Письмо к любимой Молчанова, брошенной им,
как о том сообщается в № 219
«Комсомольской Правды» в стихе
по имени «Свидание»

Слышал —
     вас Молчанов бросил,
будто
   он
     предпринял это,
видя,
   что у вас
        под осень
нет
  «изячного» жакета.
На косынку
      цвета синьки
смотрит он
      и цедит еле:
— Что вы
     ходите в косынке?
да и…
   мордой постарели?
Мне
  пожалте
       грудь тугую.
Ну,
  а если
      нету этаких…
Мы найдем себе другую
в разызысканной жакетке. —
Припомадясь
       и прикрасясь,
эту
  гадость
      вливши в стих,
хочет
   он
     марксистский базис
под жакетку
      подвести.
«За боль годов,
за все невзгоды
глухим сомнениям не быть!
Под этим мирным небосводом
хочу смеяться
и любить».
Сказано веско.
Посмотрите, дескать:
шел я верхом,
       шел я низом,
строил
    мост в социализм,
недостроил
      и устал
и уселся
    у моста́.
Травка
    выросла
         у мо́ста,
по мосту́
     идут овечки,
мы желаем
      — очень просто! —
отдохнуть
     у этой речки.
Заверните ваше знамя!
Перед нами
      ясность вод,
в бок —
    цветочки,
         а над нами —
мирный-мирный небосвод.

Брошенная,
     не бойтесь красивого слога
поэта,
   музой венча́нного!
Просто
    и строго
ответьте
    на лиру Молчанова:
— Прекратите ваши трели!
Я не знаю,
     я стара ли,
но вы,
   Молчанов,
        постарели,
вы
  и ваши пасторали.
Знаю я —
     в жакетах в этих
на Петровке
      бабья банда.
Эти
  польские жакетки
к нам
   провозят
        контрабандой.
Чем, служа
      у муз
         по найму,
на мое
   тряпье
      коситься,
вы б
  индустриальным займом
помогли
    рожденью
         ситцев.
Череп,
   што ль,
       пустеет чаном,
выбил
   мысли
      грохот лирный?
Это где же
     вы,
       Молчанов,
небосвод
     узрели
         мирный?
В гущу
   ваших ро́здыхов,
под цветочки,
       на́ реку
заграничным воздухом
не доносит гарьку?
Или
   за любовной блажью
не видать
     угрозу вражью?

Литературная шатия,
успокойте ваши нервы,
отойдите —
      вы мешаете
мобилизациям и маневрам.

Владимир Маяковский

Баллада о доблестном Эмиле

Замри, народ! Любуйся, тих!
Плети венки из лилий.
Греми о Вандервельде стих,
о доблестном Эмиле!

С Эмилем сим сравнимся мы ль:
он чист, он благороден.
Душою любящей Эмиль
голубки белой вроде.

Не любит страсть Эмиль Чеку,
Эмиль Христова нрава:
ударь щеку Эмильчику —
он повернется справа.

Но к страждущим Эмиль премил,
в любви к несчастным тая,
за всех бороться рад Эмиль,
язык не покладая.

Читал Эмиль газету раз.
Вдруг вздрогнул, кофий вылья,
и слезы брызнули из глаз
предоброго Эмиля.

«Что это? Сказка? Или быль?
Не сказка!.. Вот!.. В газете… —
Сквозь слезы шепчет вслух Эмиль: —
Ведь у эсеров дети…

Судить?! За пулю Ильичу?!
За что? Двух-трех убили?
Не допущу! Бегу! Лечу!»
Надел штаны Эмилий.

Эмилий взял портфель и трость.
Бежит. От спешки в мыле.
По миле миль несется гость.
И думает Эмилий:

«Уж погоди, Чека-змея!
Раздокажу я! Или
не адвокат я? Я не я!
сапог, а не Эмилий».

Москва. Вокзал. Народу сонм.
Набит, что в бочке сельди.
И, выгнув груди колесом,
выходит Вандервельде.

Эмиль разинул сладкий рот,
тряхнул кудрёй Эмилий.
Застыл народ. И вдруг… И вот…
Мильоном кошек взвыли.

Грознее и грознее вой.
Господь, храни Эмиля!
А вдруг букетом-крапиво́й
кой-что Эмилю взмылят?

Но друг один нашелся вдруг.
Дорогу шпорой пы́ля,
за ручку взял Эмиля друг
и ткнул в авто Эмиля.

— Свою неконченную речь
слезой, Эмилий, вылей! —
И, нежно другу ткнувшись в френч,
истек слезой Эмилий.

А друг за лаской ласку льет: —
Не плачь, Эмилий милый!
Не плачь! До свадьбы заживет! —
И в ласках стих Эмилий.

Смахнувши слезку со щеки,
обнять дружище рад он.
«Кто ты, о друг?» — Кто я? Чекист
особого отряда. —

«Да это я?! Да это вы ль?!
Ох! Сердце… Сердце рана!»
Чекист в ответ: — Прости, Эмиль.
Приставлены… Охрана… —

Эмиль белей, чем белый лист,
осмыслить факты тужась.
«Один лишь друг и тот — чекист!
Позор! Проклятье! Ужас!»

* * *

Морали в сей поэме нет.
Эмилий милый, вы вот,
должно быть, тож на сей предмет
успели сделать вывод?!

Владимир Маяковский

Стих резкий о рулетке и железке

Напечатайте, братцы, дайте отыграться.

Общий вид

Есть одно учреждение,
оно
имя имеет такое — «Казино́».
Помещается в тесноте — в Каретном ряду, —
а деятельность большая — желдороги, банки.

По-моему,
к лицу ему больше идут
просторные помещения на Малой Лубянке.

Железная дорога

В 12 без минут
или в 12 с минутами.
Воры, воришки,
плуты и плутики
с вздутыми карманами,
с животами вздутыми
вылазят у «Эрмитажа», остановив «дутики».
Две комнаты, проплеванные и накуренные.
Столы.
За каждым,
сладкий, как патока,
человечек.
У человечка ручки наманикюренные.
А в ручке у человечка небольшая лопатка.
Выроют могилку и уложат вас в яме.
Человечки эти называются «крупья́ми».

Чуть войдешь,
один из «крупѐй»
прилепливается, как репей:
«Господин товарищ —
свободное место», —
и проводит вас чрез человечье тесто.
Глазки у «крупьи» — две звездочки-точки.
«Сколько, — говорит, — прикажете об явить в банчочке?..»
Достаешь из кармана сотнягу деньгу.
В зале моментально прекращается гул.
На тебя облизываются, как на баранье рагу.

Крупье

С изяществом, превосходящим балерину,
парочку карточек барашку кинул.
А другую пару берет лапа
арапа.
Барашек
еле успевает
руки
совать за деньгами то в пиджак, то в брюки.
Минут через 15 такой пластики
даже брюк не остается —
одни хлястики.
Без «шпалера», без шума,
без малейшей царапины,
50 разбандитят до ниточки лапы арапины.
Вся эта афера
называется — шмендефером.

Рулетка

Чтоб не скучали нэповы жены и детки,
и им развлечение —
зал рулетки.
И сыну приятно,
и мамаше лучше:
сын обучение математическое получит.
Об яснение для товарищей, не видавших рулетки.
Рулетка — стол,
а на столе —
клетки.
А чтоб арифметикой позабавиться сыночку и маме,
клеточка украшена номерами.
Поставь на единицу миллион твой-ка,
крупье об являет:
«Выиграла двойка».
Если всю доску изыграть эту,
считать и выучишься к будущему лету.
Образование небольшое —
всего три дюжины.
Ну, а много ли нэповскому сыночку нужно?

А что рабочим?

По-моему,
и от «Казино»,
как и от всего прочего,
должна быть польза для сознательного рабочего.
Сделать
в двери
дырку-глазок,
чтоб рабочий играющих посмотрел разок.
При виде шестиэтажного нэповского затылка
руки начинают чесаться пылко.
Зрелище оное —
очень агитационное.

Мой совет

Удел поэта — за ближнего боле́й.
Предлагаю
как-нибудь
в вечер хмурый
придти ГПУ и снять «дамбле́» —
половину играющих себе,
а другую —
МУРу.

Владимир Маяковский

Стихи о красотах архитектуры

В Париже, в Венсене, рухнул
дом, придавивший 30 рабочих.
Министры соболезновали.
200 коммунистов и демонстрантов
арестовано.

Из газет




Красивые шпили
        домов-рапир
видишь,
    в авто несясь.
Прекрасны
      в Париже
           пале ампир,
прекрасны
     пале ренесанс.
Здесь чтут
     красоту,
         бульвары метя,
искусству
     почет здоро́в —
сияют
   векам
      на дворцовых медях
фамилии архитекторов.
Собакой
    на Сене
        чернеют дворцы
на желтизне
      на осенней,
а этих самых
       дворцов
           творцы
сейчас
   синеют в Венсене.
Здесь не плачут
        и не говорят,
надвинута
     кепка
        на бровь.
На глине
    в очередь к богу
            в ряд
тридцать
     рабочих гробов.
Громок
    парижских событий содом,
но это —
    из нестоящих:
хозяевам
     наспех
         строили дом,
и дом
   обвалился на строящих.
По балкам
     будто
        растерли томат.
Каменные
     встали над я́миною —
каменное небо,
        каменные дома
и горе,
   огромное и каменное.
Закат кончается.
        Час поздноват.
Вечер
   скрыл искалеченности.
Трудно
    любимых
         опознавать
в человечьем
       рагу из конечностей.
Дети,
   чего испугались крови?!
Отмойте
    папе
       от крови щеку!
Строить
    легочь
        небесных кровель
папе —
    небесному кровельщику.
О папе скорбь
       глупа и пуста,
он —
  ангел французский,
           а впрочем,
ему
  и на небе
       прикажут стать
божьим чернорабочим.
Сестра,
    чего
      склонилась, дрожа, —
обвисли
    руки-плети?!
Смотри,
    как прекрасен
           главный ажан
в паре
   солнц-эполетин.
Уймись, жена,
       угомонись,
слезы
   утри
      у щек на коре…
Смотри,
    пришел
        премьер-министр
мусье Пуанкаре.
Богатые,
    важные с ним господа,
на портфелях
       корон отпечатки.
Мусье министр
       поможет,
            подаст…
пухлую ручку в перчатке.
Ажаны,
    косясь,
        оплывают гроба
по краю
    горя мокрого.
Их дело одно —
       «пасэ, а табак»,
то есть —
    «бей до́ крови».
Слышите:
     крики
        и песни клочки
домчались
     на спинах ветро́в…
Это ажаны
     в нос и в очки
наших
   бьют у метро.
Пусть
   глупые
       хвалят
          свой насест —
претит
   похвальба отеческая.
Я славлю тебя,
       «репюблик франсэз»,
свободная
     и демократическая.
Свободно, братья,
        свободно, отцы,
ждите
   здесь
      вознесения,
чтоб новым Людовикам
            пале и дворцы
легли
   собакой на Сене.
Чтоб город
     верхами
         до бога дорос,
чтоб видеть,
      в авто несясь,
как чудны
     пале
       Луи Каторз,
ампир
   и ренесанс.
Во внутренности
        не вмешиваюсь, гостя́,
лишь думаю,
      куря папироску:
мусье Париж,
       на скольких костях
твоя
  покоится роскошь?

Владимир Маяковский

Стихотворение это

Стихотворение это —
одинаково полезно и для редактора
и для поэтов.

Всем товарищам по ремеслу:
несколько идей
о «прожигании глаголами сердец
людей».


Что поэзия?!
Пустяк.
Шутка.
А мне от этих шуточек жутко.

Мысленным оком окидывая Федерацию —
готов от боли визжать и драться я.
Во всей округе —
тысяч двадцать поэтов изогнулися в дуги.
От жизни сидячей высохли в жгут.
Изголодались.
С локтями голыми.
Но денно и нощно
жгут и жгут
сердца неповинных людей «глаголами».
Написал.
Готово.
Спрашивается — прожёг?
Прожёг!
И сердце и даже бок.
Только поймут ли поэтические стада,
что сердца
сгорают —
исключительно со стыда.
Посудите:
сидит какой-нибудь верзила
(мало ли слов в России есть?!).
А он
вытягивает,
как булавку из ила,
пустяк,
который полегше зарифмоплесть.
А много ль в языке такой чуши,
чтоб сама
колокольчиком
лезла в уши?!
Выберет…
и опять отчесывает вычески,
чтоб образ был «классический»,
«поэтический».
Вычешут…
и опять кряхтят они:
любят ямбы редактора лающиеся.
А попробуй
в ямб
пойди и запихни
какое-нибудь слово,
например, «млекопитающееся».
Потеют как следует
над большим листом.
А только сбоку
на узеньком клочочке
коротенькие строчки растянулись глистом.
А остальное —
одни запятые да точки.
Хороший язык взял да и искрошил,
зря только на обучение тратились гроши.
В редакции
поэтов банда такая,
что у редактора хронический разлив жёлчи.
Банду локтями,
дверями толкают,
курьер орет: «Набилось сволочи!»
Не от мира сего —
стоят молча.
Поэту в редкость удачи лучи.
Разве что редактор заталмудится слишком,
и врасплох удастся ему всучить
какую-нибудь
позапрошлогоднюю
залежавшуюся «веснишку».
И, наконец,
выпускающий,
над чушью фыркая,
режет набранное мелким петитиком
и затыкает стихами дырку за дыркой,
на горе родителям и на радость критикам.
И лезут за прибавками наборщик и наборщица.
Оно понятно —
набирают и морщатся.

У меня решение одно отлежалось:
помочь людям.
А то жалость!
(Особенно предложение пригодилось к весне б,
когда стихом зачитывается весь нэп.)
Я не против такой поэзии.
Отнюдь.
Весною тянет на меланхолическую нудь.
Но долой рукоделие!
Что может быть старей
кустарей?!
Как мастер этого дела
(ко мне не прицепитесь)
сообщу вам об универсальном рецепте-с.
(Новость та,
что моими мерами
поэты заменяются редакционными курьерами.)

Рецепт

(Правила простые совсем:
всего — семь.)
1.
Берутся классики,
свертываются в трубку
и пропускаются через мясорубку.
2.
Что получится, то
откидывают на решето.
3.
Откинутое выставляется на вольный дух.
(Смотри, чтоб на «образы» не насело мух!)
4.
Просушиваемое перетряхивается еле
(чтоб мягкие знаки чересчур не затвердели).
5.
Сушится (чтоб не успело перевечниться)
и сыпется в машину:
обыкновенная перечница.
6.
Затем
раскладывается под машиной
липкая бумага
(для ловли мушиной).
7.
Теперь просто:
верти ручку,
да смотри, чтоб рифмы не сбились в кучку!
(Чтоб «кровь» к «любовь»,
«тень» ко «дню»,
чтоб шли аккуратненько
одна через одну.)

Полученное вынь и…
готово к употреблению:
к чтению,
к декламированию,
к пению.

А чтоб поэтов от безработной меланхолии вылечить,
чтоб их не тянуло портить бумажки,
отобрать их от добрейшего Анатолия Васильича
и передать
товарищу Семашке.