Владимир Маяковский - стихи про мысли

Найдено стихов - 8

Владимир Маяковский

Молодая гвардия

Дело земли —
        вертеться.
Литься —
     дело вод.
Дело
   молодых гвардейцев —
бег,
  галоп
     вперед.
Жизнь шажком
        стара̀ нам.
Бего́м
   под знаменем алым.
Комсомольским
         миллионным тараном
вперед!
    Но этого мало.
Полка́ми
     по по́лкам книжным,
чтоб буквы
      и то смяло.
Мысль
    засеем
       и выжнем.
Вперед!
    Но этого мало.
Через самую
       высочайшую высь
махни атакующим валом.
Новым
    чувством
         мысль
будоражь!
      Но и этого мало.
Ковром
    вселенную взвей.
Моль
   из вселенной
          выбей!
Вели
   лететь
       левей
всей
   вселенской
         глыбе!

Владимир Маяковский

Мысли в призыв

Войне ли думать:
«Некрасиво в шраме»?
Ей ли жалеть
городов гиль?
Как хороший игрок,
раскидала шарами
смерть черепа
в лузы могил.

Горит материк.
Стра́ны — на нет.
Прилизанная
треплется мира челка
Слышите?
Хорошо?
Почище кастаньет.
Это вам не на счетах щелкать.

А мне не жалко.
Лица не выгрущу.
Пусть
из нежного
делают казака́.
Посланный
на выучку новому игрищу,
вернется
облеченный в новый закал.

Была душа поэтами рыта.
Сияющий говорит о любом.
Сердце —
с длинноволосыми открыток
благороднейший альбом.

А теперь
попробуй.
Сунь ему «Анатэм».

В норах мистики вели ему мышиться.
Теперь
у него
душа канатом,
и хоть гвоздь вбивай ей —
каждая мышца.

Ему ли
ныть
в квартирной яме?
А такая
нравится манера вам:
нежность
из памяти
вырвать с корнями,
го̀ловы скрутить орущим нервам.

Туда!
В мировую кузню,
в ремонт.
Вернетесь.

О новой поведаю Спарте
я.

А слабым
смерть,
маркер времен,
ори:
«Партия!»

Владимир Маяковский

Вызов

Горы злобы
                  аж ноги гнут.
Даже
         шея вспухает зобом.
Лезет в рот,
                  в глаза и внутрь.
Оседая,
            влезает злоба.
Весь в огне.
                Стою на Риверсайде.
Сбоку
         фордами
                     штурмуют мрака форт.
Небоскрёбы
                  локти скручивают сзади,
впереди
            американский флот.
Я смеюсь
             над их атакою тройною.
Ники Картеры
                    мою
                           недоглядели визу.
Я
   полпред стиха
                           и я
                                 с моей страной
вашим штанишкам
                            бросаю вызов.
Если
        кроха протухла,
                              плеснится,
выбрось
             весь
                    прогнивший кус.
Посылаю к чертям свинячим
все доллары
                  всех держав.
Мне бы
         кончить жизнь
                              в штанах,
                                          в которых начал,
ничего
         за век свой
                        не стяжав.
Нам смешны
                  дозволенного зоны.
Взвод мужей,
                 остолбеней,
                                 цинизмом поражён!
Мы целуем
               — беззаконно! —
                                      над Гудзоном
ваших
         длинноногих жён.
День наш
            шумен.
                     И вечер пышен.
Шлите
         сыщиков
                     в щёлках слушать.
Пьём,
         плюя
                 на ваш прогибишен,
ежедневную
                  «Белую лошадь».
Вот и я
          стихом побрататься
прикатил и вбиваю мысли,
не боящиеся депортаций:
ни сослать их нельзя
                              и не выселить.
Мысль
         сменяют слова,
                              а слова —
                                            дела,
и глядишь,
               с небоскрёбов города,
раскачав,
            в мостовые
                           вбивают тела —
Вандерлипов,
                  Рокфеллеров,
                                      Фордов.
Но пока
           доллар
                     всех поэм родовей.
Обирая,
         лапя,
                 хапая,
выступает,
               порфирой надев Бродвей,
капитал —
               его препохабие.

Владимир Маяковский

Сердечная просьба

«Ку-ль-т-у-р-р-рная р-р-р-еволюция!»
И пустились!
      Каждый вечер
блещут мысли,
       фразы льются,
пухнут диспуты
        и речи.
Потрясая истин кладом
(и не глядя
      на бумажку),
выступал
     вчера
        с докладом
сам
  товарищ Лукомашко.
Начал
   с комплиментов ярых:
распластав
      язык
         пластом,
пел
  о наших юбилярах,
о Шекспире,
      о Толстом.
Он трубил
     в тонах победных,
напрягая
     тихий
        рот,
что курить
      ужасно вредно,
а читать —
      наоборот.
Все, что надо,
       увязал он,
превосходен
       говор гладкий…
Но…
  мелькали,
       вон из зала,
несознательные пятки.
Чтоб рассеять
       эту мрачность,
лектор
    с грацией слоновьей
перешел
    легко и смачно —
на Малашкина
       с луною.
Заливался голосист.
Мысли
    шли,
       как книги в ранец.
Кто же я теперь —
         марксист
или
  вегетарианец?!
Час,
   как частникова такса,
час
  разросся, как года…
На стене
    росла
       у Маркса
под Толстого
      борода.
Если ты —
     не дуб,
         не ясень,
то тебе
    и вывод ясен:
— Рыбу
    ножиком
         не есть,
чай
  в гостях
      не пейте с блюдца… —
Это вот оно и есть
куль-т-у-р-р-ная р-р-революция. —
И пока
    гремело эхо
и ладоши
     били в лад,
Лукомашко
      рысью ехал
на шестнадцатый доклад.
С диспута,
     вздыхая бурно,
я вернулся
      к поздней ночи…
Революция культурная,
а докладчики…
        не очень.
Трибуна
    у нас
       не клирос.
Уважаемые
      товарищи няни,
комсомолец
      изрядно вырос
и просит
    взрослых знаний.

Владимир Маяковский

Ленинцы

Если
      блокада
                  нас не сморила,
если
      не сожрала
                      война горяча —
это потому,
                что примером,
                                    мерилом
было
      слово
              и мысль Ильича.
— Вперед
             за республику
                                лавой атак!
На первый
               военный клич! —
Так
    велел
            защищаться
                             Ильич.
Втрое,
        каждый
                    станок и верстак,
работу
          свою
                  увеличь!
Так
      велел
               работать
                            Ильич.
Наполним
              нефтью
                        республики бак!
Уголь,
        расти от добыч!
Так
    работать
                 велел Ильич.
«Снижай себестоимость,
                                   выведи брак!» —
гудков
         вызывает
                        зыч, —
так
     работать
                  звал Ильич.
Комбайном
                на общую землю наляг.
Огнем
         пустыри расфабричь!
Так
     Советам
                 велел Ильич.
Сжимай экономией
                            каждый пятак.
Траты
        учись стричь, —
так
     хозяйничать
                       звал Ильич.
Огнями ламп
                  просверливай мрак,
республику
                разэлектричь, —
так
     велел
              рассветиться
                                 Ильич.
Религия — опиум,
                         религия — враг,
довольно
             поповских притч, —
так
     жить
            велел Ильич.
Достань
            бюрократа
                            под кипой бумаг,
рабочей
            ярости
                      бич, —
так
     бороться
                  велел Ильич.
Не береги
              от критики
                             лак,
чин
     в оправданье
                        не тычь, —
так
     велел
              держаться
                              Ильич.
«Слева»
           не рви
                    коммунизма флаг,
справа
          в уныньи не хнычь, —
так
    идти
            наказал Ильич.
Намордник фашистам!
                                Довольно
                                              собак
спускать
             на рабочую «дичь»!
Так
     велел
              наступать Ильич.

Не хнычем,
                а торжествуем
                                    и чествуем.
Ленин с нами,
                    бессмертен и величав,
по всей вселенной
                          ширится шествие —
мыслей,
            слов
                    и дел Ильича.

Владимир Маяковский

Рабочий корреспондент

Пять лет рабочие глотки поют,
века воспоет рабочих любовь —
о том,
как мерили силы
в бою —
с Антантой,
вооруженной до зубов.
Буржуазия зверела.
Вселенной мощь —
служила одной ей.
Ей —
танков непробиваемая толщь,
ей —
миллиарды франков и рублей.
И,
наконец,
карандашей,
перьев леса́
ощетиня в честь ей,
лили
тысячи буржуазных писак —
деготь на рабочих,
на буржуев елей.
Мы в гриву хлестали,
мы били в лоб,
мы плыли кровью-рекой.
Мы взяли
твердыню твердынь —
Перекоп
чуть не голой рукой.
Мы силой смирили силы свирепость.
Избита,
изгнана стая зве́рья.
Но мыслей ихних цела крепость,
стоит,
щетинит штыки-перья.
Пора последнее оружие отковать.
В руки перо берем.
Пора —
самим пером атаковать!
Пора —
самим защищаться пером.
Исписывая каракулью листов клочья,
с трудом вытягивая мыслей ленты, —
ночами скрипят корреспонденты-рабочие,
крестьяне-корреспонденты.
Мы пишем,
горесть рабочих вобрав,
нас затмит пустомелей лак ли?
Мы знаем:
миллионом грядущих правд
разрастутся наши каракули.
Враг рабочим отомстить рад.
У бюрократов —
волнение.
Сыпет
на рабочих
совбюрократ
доносы
и увольнения.
Видно, верно бьем,
видно, бить пора!
Под пером
кулак дрожит.
На мушку берет героя пера.
На героя
точит ножи.
Что ж! —
и этот нож отведем от горл.
Вновь
согнем над письмом плечища.
Пролетарский суд
кулака припер.
И директор
«Правдой» прочищен.
В дрожь вгоняя врагов рой,
трудящемуся защита дружья,
да здравствует
красное
рабочее перо —
нынешнее наше оружие!

Владимир Маяковский

Домой!

Уходите, мысли, во-свояси.
Обнимись,
      души и моря глубь.
Тот,
  кто постоянно ясен —
тот,
  по-моему,
       просто глуп.
Я в худшей каюте
         из всех кают —
всю ночь надо мною
            ногами куют.
Всю ночь,
     покой потолка возмутив,
несется танец,
       стонет мотив:
«Маркита,
      Маркита,
Маркита моя,
зачем ты,
       Маркита,
не любишь меня…»
А зачем
      любить меня Марките?!
У меня
    и франков даже нет.
А Маркиту
       (толечко моргните!)
за̀ сто франков
        препроводят в кабинет.
Небольшие деньги —
          поживи для шику —
нет,
  интеллигент,
         взбивая грязь вихров,
будешь всучивать ей
            швейную машинку,
по стежкам
      строчащую
            шелка́ стихов.
Пролетарии
        приходят к коммунизму
                      низом —
низом шахт,
       серпов  
            и вил, —
я ж
      с небес поэзии
           бросаюсь в коммунизм,
потому что
      нет мне
          без него любви.
Все равно —
      сослался сам я
               или послан к маме —
слов ржавеет сталь,
          чернеет баса медь.
Почему
    под иностранными дождями
вымокать мне,
           гнить мне
             и ржаветь?
Вот лежу,
     уехавший за во́ды,
ленью
     еле двигаю
           моей машины части.
Я себя
     советским чувствую
                  заводом,
вырабатывающим счастье.
Не хочу,
    чтоб меня, как цветочек с полян,
рвали
   после служебных тя́гот.
Я хочу,
    чтоб в дебатах
              потел Госплан,
мне давая
     задания на́ год.
Я хочу,
    чтоб над мыслью
                времен комиссар
с приказанием нависал.
Я хочу,
    чтоб сверхставками спе́ца
получало
        любовищу сердце.
Я хочу
   чтоб в конце работы
                завком
запирал мои губы
           замком.
Я хочу,
   чтоб к штыку
           приравняли перо.
С чугуном чтоб
           и с выделкой стали
о работе стихов,
           от Политбюро,
чтобы делал
        доклады Сталин.
«Так, мол,
     и так…
          И до самых верхов
прошли
    из рабочих нор мы:
в Союзе
      Республик
             пониманье стихов
выше
   довоенной нормы…»

Владимир Маяковский

Свидетельствую

Вид индейцев таков:
пернат,
    смешон
        и нездешен.
Они
  приезжают
       из первых веков
сквозь лязг
     «Пенсильвэниа Стейшен».
Им
  Кулиджи
       пару пальцев суют.
Снимают
     их
       голливудцы.
На крыши ведут
       в ресторанный уют.
Под ними,
     гульбу разгудевши свою,
нью-йоркские улицы льются.
Кто их радует?
       чем их злят?
О чём их дума?
       куда их взгляд?
Индейцы думают:
        «Ишь —
            капитал!
Ну и дома застроил.
Всё отберём
      ни за пятак
при
  социалистическом строе.
Сначала
    будут
       бои клокотать.
А там
   ни вражды,
         ни начальства!
Тишь
   да гладь
       да божья благодать —
сплошное луначарство.
Иными
    рейсами
        вспенятся воды;
пойдут
    пароходы зажаривать,
сюда
   из Москвы
        возить переводы
произведений Жарова
И радио —
     только мгла легла —
правду-матку вызвенит.
Придёт
    и расскажет
          на весь вигвам,
в чём
   красота
       жизни.
И к правде
     пойдёт
        индейская рать,
вздымаясь
     знаменной уймою…»
Впрочем,
    зачем
       про индейцев врать?
Индейцы
    про это
        не думают.
Индеей думает:
       «Там,
          где черно
воде
   у моста в оскале,
плескался
     недавно
         юркий челнок
деда,
   искателя скальпов.
А там,
   где взвит
       этажей коробок
и жгут
   миллион киловатт, —
стоял
   индейский
        военный бог,
брюхат
   и головат.
И всё,
   что теперь
        вокруг течет,
всё,
  что отсюда видимо, —
всё это
    вытворил белый чёрт,
заморская
      белая ведьма.
Их
  всех бы
      в лес прогнать
             в один,
и мы чтоб
     с копьём гонялись…»
Поди
   под такую мысль
           подведи
классовый анализ.
Мысль человечья
        много сложней,
чем знают
     у нас
        о ней.
Тряхнув
    оперенья нарядную рядь
над пастью
      облошаделой,
сошли
   и — пока!
       пошли вымирать.
А что им
    больше
        делать?
Подумай
    о новом агит-винте.
Винти,
   чтоб задор не гас его.
Ждут.
   Переводи, Коминтерн,
расовый гнев
       на классовый.