Советские стихи про религию

Найдено стихов - 42

Владимир Высоцкий

Песенка о переселении душ

Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Исуса,
Кто ни во что не верит — даже в чёрта назло всем…
Хорошую религию придумали индусы —
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Стремилась ввысь душа твоя —
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья —
Останешься свиньёю.

Пусть косо смотрят на тебя — привыкни к укоризне,
Досадно — что ж, родишься вновь на колкости горазд,
И если видел смерть врага ещё при этой жизни —
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.

Живи себе нормальненько —
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.

Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь — прорабом,
А после из прораба до министра дорастёшь,
Но если туп, как дерево, — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком…
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!

Да кто есть кто, да кто был кем? — мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом!
Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,
А этот милый человек был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы —
Удобную религию
Придумали индусы!

Владимир Высоцкий

Баллада о переселении душ

Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса,
Кто ни во что не верит — даже в черта, назло всем, -
Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Стремилась ввысь душа твоя -
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья -
Останешься свиньею.

Пусть косо смотрят на тебя — привыкни к укоризне, -
Досадно — что ж, родишься вновь на колкости горазд.
И если видел смерть врага еще при этой жизни,
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.

Живи себе нормальненько -
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.

Пускай живешь ты дворником — родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь, -
Но, если туп, как дерево — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком, -
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?

Так кто есть кто, так кто был кем? — мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом.
Быть может, тот облезлый кот — был раньше негодяем,
А этот милый человек — был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы, -
Удобную религию
Придумали индусы!

Андрей Вознесенский

Тема

Жизнь вдохните в школьницу лежащую!
Дозы газа, веры и стыда.
И чеченка, губы облизавшая,
не успела. Двух цивилизаций
не соединила провода.

Два навстречу мчащихся состава.
Машинист сигает на ходу!
В толпах душ, рванувшихся к астралу,
в Конце света, как Тебя найду?!

Что творится!..
Может, ложь стокгольмская права,
если убиенному убийца
пишет в Рай ведущие слова?!

Нет страданья в оправданье тяги,
отвергающей дар Божий — жизнь.
Даже в «Бухенвальде» и в ГУЛАГе
не было самоубийств.

Чудо жизни, земляничное, грибное —
выше политичных эскапад.
Оркестровой ямой выгребною
музыку в дерьме не закопать!

Победили? Но гнетёт нас что-то,
что ещё не поняли в себе:
смысл октябрьского переворота.
Некое смеркание в судьбе.
(У американцев — в сентябре.)

Если кто-то и домой вернулся
и тусуется по вечерам —
всё равно душой перевернулся.
Всё равно он остаётся там.

Христиане и магометане.
Два народа вдавлены в «Норд-Ост».
Сокрушённо разведёт руками
Магометом признаваемый Христос.

Он враждующих соединил руками
в новую Столетнюю войну,
ненависть собою замыкая…
В землю ток уходит по Нему.

Андрей Вознесенский

Матерь Владимирская, единственная

Матерь Владимирская, единственная,
Первой молитвой — молитвой последнею, -
Я умоляю, стань нашей посредницей! —
Неумолимы зрачки ее льдистые!

Я не кощунствую! Просто — нет силы.
Жизнь забери и успехи минутные,
Найхрустальнейший голос в России —
Мне не к чему это.

Видишь: лежу, почернел как кикимора.
Все безисходно, осталось одно лишь —
Бросся ей в ноги, Матерь Владимирская, -
Может, умолишь! Может, умолишь!

Борис Слуцкий

Бог

Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.
Он жил не в небесной дали,
Его иногда видали
Живого. На Мавзолее.
Он был умнее и злее
Того — иного, другого,
По имени Иегова…
Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.
Однажды я шел Арбатом,
Бог ехал в пяти машинах.
От страха почти горбата
В своих пальтишках мышиных
Рядом дрожала охрана.
Было поздно и рано.
Серело. Брезжило утро.
Он глянул жестоко, — мудро
Своим всевидящим оком,
Всепроницающим взглядом.

Мы все ходили под богом.
С богом почти что рядом.
И срам, и ужас
От ужаса, а не от страха,
от срама, а не от стыда
насквозь взмокала вдруг рубаха,
шло пятнами лицо тогда.
А страх и стыд привычны оба.
Они вошли и в кровь, и в плоть.
Их даже
дня
умеет
злоба
преодолеть и побороть.
И жизнь являет, поднатужась,
бесстрашным нам,
бесстыдным нам
не страх какой-нибудь, а ужас,
не стыд какой-нибудь, а срам.

Булат Окуджава

Молитва (пока Земля еще вертится)

Пока Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
чего у него нет:
мудрому дай голову,
трусливому дай коня,
дай счастливому денег…
И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится —
Господи, твоя власть! —
Дай рвущемуся к власти
навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому,
хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье…
И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь,
я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый,
что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо
тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами,
не ведая, что творим!

Господи, мой Боже,
зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится,
и это ей странно самой,
Пока ей ещё хватает
времени и огня,
Дай же ты всем понемногу…
И не забудь про меня.

Валентин Берестов

Святки

В день рождения Христа
В мир приходит красота.

Январский лёд
Сиянье льёт.
Январский наст
Пропасть не даст.

Январский снег даёт разбег.
Днём искромётный и цветной,
И так сияет под луной!..
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч любой из вечеров.

Владимир Высоцкий

У нас, у всех наземных жителей

У нас, у всех, у всех, у всех,
У всех наземных жителей,
На небе есть — и смех и грех —
Ангелы-хранители.

И ты когда, спился и сник,
И если, головой поник,
Бежишь за отпущеньем —
Твой ангел просит в этот миг
У Господа прощенье.

Владимир Маяковский

Строки охальные про вакханалии пасхальные

(Шутка)

Известно:
     буржуй вовсю жрет.
Ежедневно по поросенку заправляет в рот.
А надоест свиней в животе пасти —
решает:
    — Хорошо б попостить! —
Подают ему к обеду да к ужину
то осетринищу,
        то севрюжину.
Попостит —
      и снова аппетит является:
буржуй разговляется.
Ублажается куличами башенными
вперекладку с яйцами крашеными.
А в заключение —
         шампанский тост:
— Да здравствует, мол, господин Христос! —
А у пролетария стоял столетний пост.
Ел всю жизнь селедкин хвост.
А если и теперь пролетарий говеет —
от говений от этих старьем веет.
Чем ждать Христов в посте и вере —
религиозную рухлядь отбрось гневно
да так заработай —
          чтоб по крайней мере
разговляться ежедневно.
Мораль для пролетариев выведу любезно:
Не дело говеть бедным.
Если уж и буржую говеть бесполезно,
то пролетарию —
         просто вредно.

Владимир Маяковский

Божественная картинка

Христу
    причинили бы много обид,
но богу помог
       товарищ Лебит.
Он,
  приведя резоны разные,
по-христиански елку празднует.
Что толку
     в поздних
          упреках колких.
Сидите, Лебит,
       на стихах,
            как на елке.

Владимир Маяковский

Займем у бога (Агитплакаты)

1.
У поповского бога
золота и серебра много.
2.
Носится смерть над голодным людом.
Что-то помощь не идет с неба.
3.
А золото под попами
лежит под спудом.
4.
Сколько можно купить на него хлеба!
5.
Мольбой не проймешь поповское пузо.
6.
Наконец, попы решили —
чтоб не было конфуза,
не тратя зря наши деньжонки,
пожертвуем подвески дутые
да тряпье из старой одежонки.
7.
Сколько ни плавь, из этого тряпья
не получишь для голодных ни копья.
«На, мол, тебе, убоже, что нам не гоже».
8.
Для советского правительства
жизнь крестьян
поповского золота дороже.
9.
Если попы помочь не хотят,
без попов поповским золотом поможем.

1
0.
16 февраля Президиум ВЦИК постановил:

1
1.
Изъять из храмов драгоценные камни, золото и серебро.

1
2.
Передать это ЦК Помгола и немедленно обратить
на помощь голодающим все церковное добро.

Владимир Солоухин

Боги

По дороге лесной, по широкому лугу
С дальнобойким ружьем осторожно иду.
Шарит ствол по кустам, озирает округу,
И пощаду в себе воплотив и беду.
Путь от жизни до смерти мгновенья короче:
Я ведь ловкий стрелок и без промаха бью.
Для порхающих птиц и парящих и прочих
Чем же я не похож на пророка Илью?
Вот разгневаюсь я — гром и молния грянет.
И настигнет стрела, и прощай синева…
Вот я добрый опять (как бы солнце проглянет).
Улетай себе, птица, оставайся жива.
Только птицы хитры, улетают заране,
Мол, на бога надейся, но лучше в кусты…
И проходит гроза, никого не поранив.
«Злой ты бог. Из доверия выбился ты!»
Впрочем, вот для разрядки достаточный повод:
На березе скворцы у скворечни своей;
Белогрудая ласточка села на провод,
Восхищенно глядит, хоть в упор ее бей.
Так за что ж ее бить, за доверие, значит?
Для того, чтоб она нелюдимой была,
Та, что даже детишек от взгляда не прячет
И гнездо у тебя над окошком свила?
Ты ее не убьешь и пойдешь по дороге,
Онемеет в стволе окаянный свинец…
Пуще глаза, о, с громом и молнией, боги,
Берегите доверие душ и сердец!

Демьян Бедный

В церкви

Сысой Сысоич, туз-лабазник,
Бояся упустить из рук барыш большой,
Перед иконою престольной в светлый праздник
Скорбел душой:
«Услышь мя, господи! — с сияющей иконы
Сысоич не сводил умильно-влажных глаз. —
Пусть наживает там, кто хочет, миллионы,
А для меня барыш в сто тысяч… в самый раз…
Всю жизнь свою потом я стал бы… по закону…»
Сысоич глянул вбок, — ан возле богача
Бедняк портной, Аким Перфильев, на икону
Тож зенки выпялил, молитвенно шепча:
«Пошли мне, господи, в заказчиках удачу…
Последние достатки трачу…
Чтоб обернуться мне с детишками, с женой,
С меня довольно четвертной…»
Купчина к бедняку прижался тут вплотную,
От злости став белей стены:
«Слышь? Лучше замолчи!..
На, сволочь, четвертную
И не сбивай мне зря цены!»

Демьян Бедный

Христос воскрес

У батюшки Ипата
Водилися деньжата.
Конечно, дива тут особенного нет:
Поп намолил себе монет!
Однако же, когда забыли люди бога
И стали сундуки трясти у богачей,
Взяла попа тревога:
«Откроют, ироды, ларек мой без ключей!»
Решив добро свое припрятать повернее,
Поп, выбрав ночку потемнее,
Перетащил с деньгами ларь
В алтарь
И надпись на ларе искусно вывел мелом:
«Сей ларь — с Христовым телом».
Но хитрый пономарь,
Пронюхав штуку эту
И выудивши всю поповскую монету,
Прибавил к надписи: «Несть божьих здесь телес:
Христос воскрес!»
Что пономарь был плут, я соглашусь не споря,
Плут обманул плута — так кто ж тут виноват?
Но я боюсь, чтоб поп Ипат
Не удавился с горя.

Иосиф Бродский

Рождество 1963

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

Расул Гамзатов

Изрек пророк…

Перевод Якова Козловского

Изрек пророк:
— Нет бога, кроме бога! —
Я говорю:
— Нет мамы, кроме мамы!.. —
Никто меня не встретит у порога,
Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Вхожу и вижу четки,
на которых
Она в разлуке, сидя одиноко,
Считала ночи, черные, как порох,
И белы дни, летящие с востока.

Кто разожжет теперь огонь в камине,
Чтобы зимой согрелся я с дороги?
Кто мне, любя, грехи отпустит ныне
И за меня помолится в тревоге?

Я в руки взял Коран, тисненный строго,
Пред ним склонялись грозные имамы.
Он говорит:
— Нет бога, кроме бога! —
Я говорю:
— Нет мамы, кроме мамы!

Самуил Маршак

Звонари

Первым звоном грянули:
Дрогнула околица.
Новым звоном дёрнули:
Церковь вся расколется!
Гулко ходит колокол,
Пляшут колокольцы,
Словно рассыпаются
Несвязанные кольца —
Медные. Медные,
Серебряные кольца!
Звонари присяжные,
Друти-добровольцы!
Дуйте в гулкий колокол,
Бейте в колокольцы!
Отгудим обеденку —
Пусть народ помолится.
Отгудим обеденку —
Выйдем за околицу:
Водка ль там не царская,
Брага ль не боярская —
Брызжет ли и пенится,
Щиплется и колется.
Ой-ли.

Александр Башлачев

Вечный пост

Засучи мне, Господи, рукава!
Подари мне посох на верный путь!
Я пойду смотреть, как твоя вдова
В кулаке скрутила сухую грудь.
В кулаке скрутила сухую грудь.
Уронила кружево до зари.
Подари мне посох на верный путь!
Отнесу ей постные сухари.
Отнесу ей черные сухари.
Раскрошу да брошу до самых звезд.
Гори-гори ясно! Гори…
По Руси, по матушке — Вечный пост.

Хлебом с болью встретят златые дни.
Завернут в три шкуры да все ребром.
Не собрать гостей на твои огни.
Храни нас, Господи!
Храни нас, покуда не грянет Гром!

Завяжи мой влас песней на ветру!
Положи ей властью на имена!
Я пойду смотреть, как твою сестру
Кроют сваты в темную, в три бревна.
Как венчают в сраме, приняв пинком.
Синяком суди, да ряди в ремни.
Но сегодня вечером я тайком
Отнесу ей сердце, летящее с яблони.

Пусть возьмет на зуб, да не в квас, а в кровь.
Коротки причастия на Руси.
Не суди ты нас! На Руси любовь
Испокон сродни всякой ереси.
Испокон сродни черной ереси.
На клинках клялись. Пели до петли.
Да с кем не куролесь, где не колеси,
А живи, как есть — в три погибели.

Как в глухом лесу плачет черный дрозд.
Как присело солнце с пустым ведром.
Русую косу правит Вечный пост.
Храни нас, Господи, покуда не грянет Гром!

Как искали искры в сыром бору.
Как писали вилами на Роду.
Пусть пребудет всякому по нутру.
Да воздастся каждому по стыду.

Но не слепишь крест, если клином клин.
Если месть — как место на звон мечом.
Если все вершины на свой аршин.
Если в том, что есть, видишь, что почем.

Но серпы в ребре да серебро в ведре
Я узрел, не зря. Я — боль яблока
Господи, смотри! Видишь? На заре
Дочь твоя ведет к роднику быка.

Молнию замолви, благослови!
Кто бы нас не пас, Худом ли, Добром…
Вечный пост, умойся в моей любви!
Небо с общину.
Все небо с общину.
Мы празднуем первый Гром!

Александр Башлачев

Имя Имен

Имя Имен
В первом вопле признаешь ли ты, повитуха?
Имя Имен…
Так чего ж мы, смешав языки, мутим воду в речах?
Врем испокон —
Вродь за мелким ершом отродясь не ловилось ни брюха, ни духа!
Век да не вечер,
Хотя Лихом в омут глядит битый век на мечах.
Битый век на мечах.

Вроде ни зги…
Да только с легкой дуги в небе синем
опять, и опять, и опять запевает звезда.
Бой с головой
Затевает еще один витязь,
в упор не признавший своей головы.
Выше шаги!
Велика ты, Россия, да наступать некуда.
Имя Имен
Ищут сбитые с толку волхвы.

Шаг из межи…
Вкривь да врозь обретается верная стежка-дорожка.
Сено в стогу.
Вольный ветер на красных углях ворожит Рождество.
Кровь на снегу —
Земляника в январском лукошке.
Имя Имен…
Сам Господь верит только в него.

А на печи
Разгулялся пожар-самовар да заварена каша.
Луч — не лучина
На белый пуховый платок
Небо в поклон
До земли обратим тебе, юная девица Маша!
Перекрести
Нас из проруби да в кипяток.

Имя Имен
Не кроить пополам, не тащить по котлам, не стемнить по углам.
Имя Имен
Не урвешь, не заманишь, не съешь, не ухватишь в охапку.
Имя Имен
Взято ветром и предано колоколам.
И куполам
Не накинуть на Имя Имен золотую горящую шапку.

Имя Имен…
Да не отмоешься, если вся кровь да как с гуся беда,
и разбито корыто.
Вместо икон
Станут Страшным судом — по себе — нас судить зеркала.
Имя Имен
Вырвет с корнем все то, что до срока зарыто.
В сито времен
Бросит боль да былинку, чтоб Истиной к сроку взошла.

Ива да клен…
Ох, гляди, красно солнышко врежет по почкам!
Имя Имен
Запрягает, да не торопясь, не спеша
Имя Имен…
А возьмет да продраит с песочком! —
Разом поймем,
Как болела живая душа.

Имя Имен…
Эх, налететь бы слепыми грачами на теплую пашню.
Потекло по усам… Шире рот!
Да вдруг не хватит на бедный мой век!

Имя Имен прозвенит золотыми ключами…
Шабаш! Всей гурьбою на башню!
Пала роса.
Пала роса.
Да сходил бы ты по воду, мил человек!

Владимир Маяковский

Наше воскресенье

Еще старухи молятся,
в богомольном изгорбясь иге,
но уже
   шаги комсомольцев
гремят о новой религии.
О религии,
     в которой
нам
  не бог начертал бег,
а, взгудев электромоторы,
миром правит сам
         человек.
Не будут
    вперекор умам
дебоширить ведьмы и Вии —
будут
   даже грома́
на учете тяжелой индустрии.
Не господу-богу
        сквозь воздух
разгонять
     солнечный скат.
Мы сдадим
      и луны,
          и звезды
в Главсиликат.
И не будут,
     уму в срам,
люди
   от неба зависеть —
мы ввинтим
      лампы «Осрам»
небу
  в звездные выси.
Не нам
    писанья священные
изучать
    из-под попьей палки.
Мы земле
     дадим освящение
лучом космографий
          и алгебр.
Вырывай у бога вожжи!
Что морочить мир чудесами!
Человечьи законы
         — не божьи! —
на земле
     установим сами.
Мы
  не в церковке,
         тесной и грязненькой,
будем кукситься в праздники наши.
Мы
  свои установим праздники
и распразднуем в грозном марше.
Не святить нам столы усеянные.
Не творить жратвы обряд.
Коммунистов воскресенье —
25-е октября.
В этот день
      в рост весь
меж
  буржуазной паники
раб рабочий воскрес,
воскрес
    и встал на̀ ноги.
Постоял,
     посмотрел
           и пошел,
всех религий развея ига.
Только вьется красный шелк,
да в руке
     сияет книга.
Пусть их,
     свернувшись в кольца,
бьют церквами поклон старухи.
Шагайте,
     да так,
         комсомольцы,
чтоб у неба звенело в ухе!

Владимир Маяковский

Ленинцы

Если
      блокада
                  нас не сморила,
если
      не сожрала
                      война горяча —
это потому,
                что примером,
                                    мерилом
было
      слово
              и мысль Ильича.
— Вперед
             за республику
                                лавой атак!
На первый
               военный клич! —
Так
    велел
            защищаться
                             Ильич.
Втрое,
        каждый
                    станок и верстак,
работу
          свою
                  увеличь!
Так
      велел
               работать
                            Ильич.
Наполним
              нефтью
                        республики бак!
Уголь,
        расти от добыч!
Так
    работать
                 велел Ильич.
«Снижай себестоимость,
                                   выведи брак!» —
гудков
         вызывает
                        зыч, —
так
     работать
                  звал Ильич.
Комбайном
                на общую землю наляг.
Огнем
         пустыри расфабричь!
Так
     Советам
                 велел Ильич.
Сжимай экономией
                            каждый пятак.
Траты
        учись стричь, —
так
     хозяйничать
                       звал Ильич.
Огнями ламп
                  просверливай мрак,
республику
                разэлектричь, —
так
     велел
              рассветиться
                                 Ильич.
Религия — опиум,
                         религия — враг,
довольно
             поповских притч, —
так
     жить
            велел Ильич.
Достань
            бюрократа
                            под кипой бумаг,
рабочей
            ярости
                      бич, —
так
     бороться
                  велел Ильич.
Не береги
              от критики
                             лак,
чин
     в оправданье
                        не тычь, —
так
     велел
              держаться
                              Ильич.
«Слева»
           не рви
                    коммунизма флаг,
справа
          в уныньи не хнычь, —
так
    идти
            наказал Ильич.
Намордник фашистам!
                                Довольно
                                              собак
спускать
             на рабочую «дичь»!
Так
     велел
              наступать Ильич.

Не хнычем,
                а торжествуем
                                    и чествуем.
Ленин с нами,
                    бессмертен и величав,
по всей вселенной
                          ширится шествие —
мыслей,
            слов
                    и дел Ильича.

Александр Галич

Еще раз о черте

Я считал слонов и в нечет и в чет,
И все-таки я не уснул,
И тут явился ко мне мой черт,
И уселся верхом на стул.

И сказал мой черт: — Ну, как, старина,
Ну, как же мы порешим?
Подпишем союз, и айда в стремена,
И еще чуток погрешим!

И ты можешь лгать, и можешь блудить,
И друзей предавать гуртом!
А то, что придется потом платить,
Так ведь это ж, пойми, потом!

Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, — потом!

Но зато ты узнаешь, как сладок грех
Этой горькой порой седин.
И что счастье не в том, что один за всех,
А в том, что все — как один!

И ты поймешь, что нет над тобой суда,
Нет проклятия прошлых лет,
Когда вместе со всеми ты скажешь — да!
И вместе со всеми — нет!

И ты будешь волков на земле плодить,
И учить их вилять хвостом!
А то, что придется потом платить,
Так ведь это ж, пойми, — потом!

Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, — потом!

И что душа? — Прошлогодний снег!
А глядишь — пронесет и так!
В наш атомный век, в наш каменный век,
На совесть цена пятак!

И кому оно нужно, это добро,
Если всем дорога — в золу…
Так давай же, бери, старина, перо
И вот здесь распишись, в углу!

Тут черт потрогал мизинцем бровь…
И придвинул ко мне флакон…
И я спросил его: — Это кровь?
— Чернила, — ответил он…

Аллилуя, аллилуя
— Чернила, — ответил он.

Андрей Вознесенский

Фиалки

Боги имеют хобби,
бык подкатил к Европе.
Пару веков спустя
голубь родил Христа.
Кто же сейчас в утробе?

Молится Фишер Бобби.
Вертинские вяжут (обе).
У Джоконды улыбка портнишки,
чтоб булавки во рту сжимать.
Любитель гвоздик и флоксов
в Майданеке сжег полглобуса.

Нищий любит сберкнижки
коллекционировать!
Миров — как песчинок в Гоби!
Как ни крути умишком,
мы видим лишь божьи хобби,
нам Главного не познать.

Боги имеют слабости.
Славный хочет бесславности.
Бесславный хлопочет: «Ой бы,
мне бы такое хобби!»

Боги желают кесарева,
кесарю нужно богово.
Бунтарь в министерском кресле,
монашка зубрит Набокова.
А вера в руках у бойкого.

Боги имеют баки —
висят на башке пускай,
как ручка под верхним баком,
воду чтобы спускать.
Не дергайте их, однако.

Но что-то ведь есть в основе?
Зачем в золотом ознобе
ниспосланное с высот
аистовое хобби
женскую душу жмет?

У бога ответов много,
но главный: «Идите к богу!»…

…Боги имеют хобби —
уставши миры вращать,
с лейкой, в садовой робе
фиалки выращивать!

А фиалки имеют хобби
выращивать в людях грусть.
Мужчины стыдятся скорби,
поэтому отшучусь.

«Зачем вас распяли, дядя?!» —
«Чтоб в прятки водить, дитя.
Люблю сквозь ладонь подглядывать
в дырочку от гвоздя».

Белла Ахмадулина

Бог

За то, что девочка Настасья
добро чужое стерегла,
босая бегала в ненастье
за водкою для старика, —

ей полагался бог красивый
в чертоге, солнцем залитом,
щеголеватый, справедливый,
в старинном платье золотом.

Но посреди хмельной икоты,
среди убожества всего
две почерневшие иконы
не походили на него.

За это — вдруг расцвел цикорий,
порозовели жемчуга,
и раздалось, как хор церковный,
простое имя жениха.

Он разом вырос у забора,
поднес ей желтый медальон
и так вполне сошел за бога
в своем величье молодом.

И в сердце было свято-свято
от той гармошки гулевой,
от вин, от сладкогласья свата
и от рубашки голубой.

А он уже глядел обманно,
платочек газовый снимал
и у соседнего амбара
ей плечи слабые сминал…

А Настя волос причесала,
взяла платок за два конца,
а Настя пела, причитала,
держала руки у лица.

«Ах, что со мной ты понаделал,
какой беды понатворил!
Зачем ты в прошлый понедельник
мне белый розан подарил?

Ах, верба, верба, моя верба,
не вянь ты, верба, погоди.
Куда девалась моя вера —
остался крестик на груди».

А дождик солнышком сменялся,
и не случалось ничего,
и бог над девочкой смеялся,
и вовсе не было его.

Булат Окуджава

Умереть тоже надо уметь

Умереть — тоже надо уметь,
на свидание к небесам
паруса выбирая тугие.
Хорошо, если сам,
хуже, если помогут другие.

Смерть приходит тиха,
бестелесна
и себе на уме.
Грустных слов чепуха
неуместна,
как холодное платье — к зиме.

И о чем толковать?
Вечный спор
ни Христос не решил, ни Иуда…
Если там благодать,
что ж никто до сих пор
не вернулся с известьем оттуда?

Умереть — тоже надо уметь,
как прожить от признанья до сплетни,
и успеть предпоследний мазок положить,
сколотить табурет предпоследний,
чтобы к самому сроку,
как в пол — предпоследнюю чашу,
предпоследние слезы со щек…
А последнее — Богу,
последнее — это не наше,
последнее — это не в счет.

Умереть — тоже надо уметь,
как бы жизнь ни ломала
упрямо и часто…
Отпущенье грехов заиметь —
ах как этого мало
для вечного счастья!

Сбитый с ног наповал,
отпущением что он добудет?
Если б Бог отпущенье давал…
А дают-то ведь люди!

Что — грехи?
Остаются стихи,
продолжают бесчинства по свету,
не прося снисхожденья…
Да когда бы и вправду грехи,
а грехов-то ведь нету,
есть просто
движенье.

Владимир Маяковский

Не для нас поповские праздники

Пусть богу старухи молятся.
Молодым —
      не след по церквам.
Эй,
  молодежь!
        Комсомольцы
призывом летят к вам.
Что толку справлять рождество?
Елка —
    дурням только.
Поставят елкин ствол
и топочут вокруг польки.
Коммунистово рождество —
день Парижской Коммуны.
В нем родилась,
        и со дня с того
Коммунизм растет юный.
Кровь,
    что тогда лилась
Парижем
     и грязью предместий,
Октябрем разгорелась,
разбурлясь рабочей местью.
Мы вызнали правду книг.
Книга —
    невежд лекарь.
Ни земных,
      ни небесных иг
не допустим к спине человека.
Чем кадилами вить кольца,
богов небывших чествуя,
мы
  в рождестве комсомольца
повели безбожные шествия.
Теперь
    воскресенье Христово,
попом сочиненная пасха.
Для буржуев
      новый повод
осушить с полдюжины насухо.
Куличи
    — в человечий рост —
уставят столы Титов.
Это Титы придумали пост:
подогревание аппетитов.
Пусть балуется Тит постом.
Наш ответ — прост.
Мы постили лет сто.
Нам нужен хлеб,
        а не пост.
Хлеб не лезет в рот.
Должны добыть сами.
Поп врет
о насыщении чудесами.
Не нам поп — няня.
Христу отставку вручи́те.
Наш наставник — знание,
книга —
    наш учитель.
Отбрось суеверий сеянье.
Отбрось религий обряд.
Коммуны воскресенье —
25 октября.
Наше место не в церкви грязненькой.
На улицы!
     Плакат в руку!
Над верой
     в наши праздники
огнем рассияй науку.

Владимир Маяковский

От поминок и панихид у одних попов довольный вид

Известно,
     в конце существования человечьего —
радоваться
      нечего.
По дому покойника
          идет ревоголосье.
Слезами каплют.
         Рвут волосья.
А попу
    и от смерти
          радость велия —
и доходы,
     и веселия.
Чтоб люди
      доход давали, умирая,
сочинили сказку
        об аде
           и о рае.
Чуть помрешь —
        наводняется дом чернорясниками.
За синенькими приходят
            да за красненькими.
Разглаживая бородищу свою,
допытываются —
         много ли дадут.
«За сотнягу
      прямехонько определим в раю,
а за рупь
     папаше
         жариться в аду».
Расчет верный:
        из таких-то денег
не отдадут
      папашу
          на съедение геенне!

Затем,
   чтоб поместить
           в райском вертограде,
начинают высчитывать
            (по покойнику глядя). —
Во-первых,
      куме заработать надо —
за рупь
    поплачет
         для христианского обряда.
Затем
   за отпевание
         ставь на́ кон —
должен
    подработать
          отец диакон.
Затем,
    если сироты богатого виду,
начинают наяривать
          за панихидой панихиду.
Пока
   не перестанут
          гроши носить,
и поп
   не перестает
          панихиды гнусить.
Затем,
    чтоб в рай
         прошли с миром,
за красненькую
        за гробом идет конвоиром,
как будто
     у покойничка
            понятия нет,
как
  самому
      пройти на тот свет.

Кабы бог был —
        к богу
покойник бы
      и без попа нашел дорогу.
Ан нет —
    у попа
       выправляй билет.
И, наконец,
      оставшиеся грошей лишки
идут
   на приготовление
            поминальной кутьишки.
А чтоб
   не обрывалась
           доходов лента,
попы
   установили
         настоящую ренту.
И на третий день,
        и на десятый,
              и на сороковой —
опять
   устраивать
         панихидный вой.

А вспомнят через год
           (смерть — не пустяк),
опять поживится
         и год спустя.
Сойдет отец в гроб —
и без отца,
     и без доходов,
            и без еды дети,
только поп —
и с тем,
    и с другим,
          и с третьим.
Крестьянин,
      чтоб покончить с обдираловкой с этой,
советую
тратить
    достаток
         до последнего гроша
на то,
   чтоб жизнь была хороша.
А попам,
    объедающим
           и новорожденного
                    и труп,
посоветуй,
     чтоб работой зарабатывали руб.

Владимир Маяковский

Про Тита и Ваньку

Случай,
показывающий,
       что безбожнику
              много лучше

Жил Тит.
    Таких много!
Вся надежда у него
         на господа-бога.
Был Тит,
    как колода, глуп.
Пока не станет плечам горячо,
машет Тит
     со лба на пуп
да с правого
      на левое плечо.
Иной раз досадно даже.
Говоришь:
     «Чем тыкать фигой в пуп —
дрова коли!
      Наколол бы сажень,
а то
  и целый куб».
Но сколько на Тита ни ори,
Тит
  не слушает слов:
чешет Тит языком тропари
да «Часослов».
Раз
  у Тита
     в поле
гроза закуролесила чересчур люто.
А Тит говорит:
       «В господней воле…
Помолюсь,
      попрошу своего Илью-то».

Послушал молитву Тита Илья
да как вдарит
       по всем
           по Титовым жильям!
И осталось у Тита —
          крещеная башка
да от избы
     углей
        полтора мешка.
Обнищал Тит:
       проселки месит пятой.
Не помогли
      ни бог-отец,
            ни сын,
                ни дух святой.

А Иванов Ваня —
        другого сорта:
не верит
    ни в бога,
         ни в чёрта.

Товарищи у Ваньки —
сплошь одни агрономы
           да механики.
Чем Илье молиться круглый год,
Ванька взял
      и провел громоотвод.

Гремит Илья,
       молнии лья,
а не может перейти Иванов порог.
При громоотводе —
          бессилен сам Илья
пророк.
Ударит молния
        Ваньке в шпиль —
и
 хвост в землю
        прячет куце.
А у Иванова —
       даже
          не тронулась пыль!
Сидит
   и хлещет
        чай с блюдца.
Вывод сам лезет в дверь
(не надо голову ломать в му́ке!):
крестьянин,
      ни в какого бога не верь,
а верь науке.

Владимир Маяковский

Прошения на имя бога — в засуху не подмога

Эй, крестьяне!
       Эта песня для вас!
Навостри на песню ухо!
В одном селе,
       на Волге как раз,
была
   засу́ха.

Сушь одолела —
        не справиться с ней,
а солнце
     сушит
        сильней и сильней.
Посохли немного
и решили:
     «Попросим бога!»
Деревня
     крестным ходом заходила,
попы
   отмахали все кадила.

А солнце шпарит.
         Под ногами
уже не земля —
        а прямо камень.
Сидели-сидели, дождика ждя,
и решили
     помолиться
           о ниспослании дождя.
А солнце
     так распалилось в высях,
что каждый росток
          на корню высох.
А другое село
по-другому
      с засухами
            борьбу вело,
другими мерами:
агрономами обзавелось
            да землемерами.
Землемер
     объяснил народу,
откуда
    и как
       отвести воду.
Вел
  землемер
       с крестьянами речь,
как
  загородкой
        снега беречь.

Агроном учил:
       «Засеивайтесь злаком,
который
     на дождь
          не особенно лаком.
Засушливым годом
засеивайтесь корнеплодом —
и вырастут
      такие брюквы,
что не подымете и парой рук вы».
Эй, солнце —
       ну-ка! —
попробуй,
     совладай с наукой!
Такое солнце,
       что дышишь еле,
а поля — зазеленели.
Отсюда ясно:
       молебен
в засуху
    мало целебен.
Чем в засуху
      ждать дождя
             по году,
сам
  учись
     устраивать погоду.

Владимир Маяковский

6 Монахинь

Воздев
   печеные
       картошки личек,
черней,
   чем негр,
       не видавший бань,
шестеро благочестивейших католичек
влезло
   на борт
       парохода «Эспань».
И сзади
    и спереди
         ровней, чем веревка.
Шали,
   как с гвоздика,
          с плеч висят,
а лица
   обвила
       белейшая гофрировка,
как в пасху
     гофрируют
          ножки поросят.
Пусть заполнится годами
            жизни квота —
стоит
   только
       вспомнить это диво,
раздирает
     рот
       зевота
шире Мексиканского залива.
Трезвые,
    чистые,
        как раствор борной,
вместе,
    эскадроном, садятся есть.
Пообедав, сообща
         скрываются в уборной.
Одна зевнула —
       зевают шесть.
Вместо известных
         симметричных мест,
где у женщин выпуклость, —
             у этих выем:
в одной выемке —
         серебряный крест,
в другой — медали
         со Львом
              и с Пием.
Продрав глазенки
         раньше, чем можно, —
в раю
   (ужо!)
      отоспятся лишек, —
оркестром без дирижера
шесть дорожных
        вынимают
             евангелишек.
Придешь ночью —
сидят и бормочут.
Рассвет в розы —
бормочут, стервозы!
И днем,
    и ночью, и в утра, и в полдни
сидят
   и бормочут,
         дуры господни.
Если ж
   день
     чуть-чуть
         помрачнеет с виду,
сойдут в кабину,
        12 галош
наденут вместе
        и снова выйдут,
и снова
    идет
      елейный скулёж.
Мне б
   язык испанский!
           Я б спросил, взъяренный:
— Ангелицы,
      попросту
           ответ поэту дайте —
если
  люди вы,
      то кто ж
          тогда
             воро̀ны?
А если
   вы вороны,
        почему вы не летаете?
Агитпропщики!
       не лезьте вон из кожи.
Весь земной
      обревизуйте шар.
Самый
    замечательный безбожник
не придумает
       кощунственнее шарж!
Радуйся, распятый Иисусе,
не слезай
     с гвоздей своей доски,
а вторично явишься —
           сюда
              не суйся —
всё равно:
     повесишься с тоски!

Владимир Маяковский

Notre-Dame

Другие здания
       лежат,
          как грязная кора,
в воспоминании
        о Notre-Dame’e.
Прошедшего
      возвышенный корабль,
о время зацепившийся
           и севший на мель.
Раскрыли дверь —
         тоски тяжелей;
желе
   из железа —
         нелепее.
Прошли
    сквозь монаший
            служилый елей
в соборное великолепие.
Читал
   письмена,
        украшавшие храм,
про боговы блага
         на небе.
Спускался в партер,
          подымался к хорам,
смотрел удобства
         и мебель.
Я вышел —
     со мной
         переводчица-дура,
щебечет
    бантиком-ротиком:
«Ну, как вам
      нравится архитектура?
Какая небесная готика!»
Я взвесил все
       и обдумал, —
             ну вот:
он лучше Блаженного Васьки.
Конечно,
    под клуб не пойдет —
              темноват, —
об этом не думали
         классики.
Не стиль…
     Я в этих делах не мастак.
Не дался
    старью на съедение.
Но то хорошо,
       что уже места
готовы тебе
      для сидения.
Его
  ни к чему
       перестраивать заново —
приладим
     с грехом пополам,
а в наших —
      ни стульев нет,
             ни орга̀нов.
Копнёшь —
     одни купола.
И лучше б оркестр,
         да игра дорога —
сначала
    не будет финансов, —
а то ли дело
      когда орга́н —
играй
   хоть пять сеансов.
Ясно —
    репертуар иной —
фокстроты,
      а не сопенье.
Нельзя же
     французскому госкино
духовные песнопения.
А для рекламы —
        не храм,
            а краса —
старайся
    во все тяжкие.
Электрорекламе —
         лучший фасад:
меж башен
      пустить перетяжки,
да буквами разными:
          «Signe de Zoro»,
чтоб буквы бежали,
          как мышь.
Такая реклама
       так заорет,
что видно
     во весь Boulmiche.
А если
   и лампочки
         вставить в глаза
химерам
    в углах собора,
тогда —
    никто не уйдет назад:
подряд —
    битковые сборы!
Да, надо
    быть
       бережливым тут,
ядром
   чего
     не попортив.
В особенности,
       если пойдут
громить
    префектуру
          напротив.

Владимир Маяковский

Богомольное

Большевики
                   надругались над верой православной.
В храмах-клубах —
                          словесные бои.
Колокола без языков —
                                  немые словно.
По божьим престолам
                                 похабничают воробьи.
Без веры
              и нравственность ищем напрасно.
Чтоб нравственным быть —
                                         кадилами вей.
Вот Мексика, например,
                                  потому и нравственна,
что прут
            богомолки
                             к вратам церквей.
Кафедраль —
                  богомольнейший из монашьих
                                                           институтцев.

Брат «Notre Dame’a»
                             на площади, —
                                                   а около,
запружена народом,
                             «Площадь Конституции»,
в простонародии —
                            «Площадь Со́кола».
Блестящий
                двенадцатицилиндровый
                                                      Пакард
остановил шофер,
                           простоватый хлопец.
— Стой, — говорит, —
                               помолюсь пока… —
донна Эсперанца Хуан-де-Лопец.
Нету донны
                 ни час, ни полтора.
Видно, замолилась.
                             Веровать так веровать.
И снится шоферу —
                            донна у алтаря.
Парит
         голубочком
                           душа шоферова.
А в кафедрале
                      безлюдно и тихо:
не занято
              в соборе
                           ни единого стульца.
С другой стороны
                          у собора —
                                         выход
сразу
        на четыре гудящие улицы.
Донна Эсперанца
                           выйдет как только,
к донне
            дон распаленный кинется.
За угол!
            Улица «Изабелла Католика»,
а в этой улице —
                        гостиница на гостинице.
А дома —
              растет до ужина
свирепость мужина.
У дона Лопеца
терпенье лопается.
То крик,
            то стон
испускает дон.
Гремит
           по квартире
                              тигровый соло:
— На восемь частей разрежу ее! —
И, выдрав из уса
                        в два метра волос,
он пробует
                сабли своей остриё.
— Скажу ей:
                 «Ина́че, сеньора, лягте-ка!
Вот этот
            кольт
                      ваш сожитель до гроба!» —
И в пумовой ярости
                             — все-таки практика! —
сбивает
            с бутылок
                            дюжину пробок.
Гудок в два тона —
                            приехала донна.
Еще
      и рев
              не успел уйти
за кактусы
                 ближнего поля,
а у шоферских
                      виска и груди
нависли
            клинок и пистоля.
— Ответ или смерть!
                              Не вертеть вола!
Чтоб донна
                 не могла
                               запираться,
ответь немедленно,
                             где была
жена моя
              Эсперанца? —
— О дон-Хуан!
                   В вас дьяволы зло́бятся.
Не гневайте
                   божью милость.
Донна Эсперанца
                           Хуан-де-Лопец
сегодня
           усердно
                        молилась.

Владимир Маяковский

Поп

Сколько
    от сатириков
          доставалось попам, —
жестка
    сатира-палка!
Я
 не пойду
     по крокодильим стопам,
мне
  попа
    жалко.
Идет он,
     в грязную гриву
спрятав
худое плечо
      и ухо.
И уже
    у вожатых
        спрашивают октябрята:
«Кто эта
    рассмешная старуха?»
Профессореет
       вузовцев рать.
От бога
    мало прока.
И скучно
     попу
       ежедневно врать,
что гром
    от Ильи-пророка.
Люди
   летают
      по небесам,
и нет
    ни ангелов,
         ни бе́сов,
а поп
    про ад завирает,
           а сам
не верит
     в него
        ни бельмеса.
Люди
  на отдых
      ездят по ме́сяцам
в райский
     крымский край,
а тут
   неси
     и неси околесицу
про какой-то
      небесный рай.
И богомольцы
        скупы, как пни, —
и в месяц
     не выбубнишь трешку.
В алтарь
     приходится
          идти бубнить,
а хочется
      бежать
          в кинематошку.
Мне
  священников
         очень жаль,
жалею
    и ночь
       и день я —
вымирающие
      сторожа
аннулированного учреждения.

Владимир Маяковский

Ханжа

Петр Иванович Васюткин
бога
   беспокоит много —
тыщу раз,
     должно быть,
            в сутки
упомянет
     имя бога.
У святоши —
       хитрый нрав, —
черт
   в делах
       сломает ногу.
Пару
   коробов
        наврав,
перекрестится:
        «Ей-богу».
Цапнет
    взятку —
         лапа в сале.
Вас считая за осла,
на вопрос:
      «Откуда взяли?»
отвечает:
     «Бог послал».
Он
  заткнул
      от нищих уши, —
сколько ни проси, горласт,
как от мухи
      отмахнувшись,
важно скажет:
        «Бог подаст».
Вам
  всуча
     дрянцо с пыльцой,
обворовывая трест,
крестит
    пузо
       и лицо,
чист, как голубь:
        «Вот те крест».
Грабят,
    режут —
        очень мило!
Имя
   божеское
        помнящ,
он
  пройдет,
       сказав громилам:
«Мир вам, братья,
         бог на помощь!»
Вор
  крадет
      с ворами вкупе.
Поглядев
     и скрывшись вбок,
прошептал,
      глаза потупив:
«Я не вижу…
      Видит бог».
Обворовывая
       массу,
разжиревши понемногу,
подытожил
      сладким басом:
«День прожил —
        и слава богу».
Возвратясь
      домой
          с питей —
пил
  с попом пунцоворожим, —
он
  сечет
     своих детей,
чтоб держать их
        в страхе божьем.
Жене
   измочалит
         волосья и тело
и, женин
     гнев
        остудя,
бубнит елейно:
        «Семейное дело.
Бог
  нам
    судья».
На душе
    и мир
       и ясь.
Помянувши
      бога
         на ночь,
скромно
     ляжет,
         помолясь,
христианин
      Петр Иваныч.

Ублажаясь
      куличом да пасхой,
божьим словом
        нагоняя жир,
все еще
    живут,
        как у Христа за пазухой,
всероссийские
        ханжи.

Владимир Маяковский

Явление Христа

Готовьте
             возы
                      тюльпанов и роз,
детишкам —
                  фиалки в локон.
Европе
          является
                       новый Христос
в виде
          министра Келлога.
Христос
            не пешком пришел по воде,
подметки
              мочить
                        неохота.
Христос новоявленный,
                                  смокинг надев,
приехал
            в Париж
                        пароходом.
С венком
              рисуют
                        бога-сынка.
На Келлоге
                нет
                    никакого венка.
Зато
        над цилиндром
                               тянется —
долларное сияньице.
Поздравит
               державы
                             мистер Христос
и будет
           от чистого сердца
вздымать
              на банкетах
                               шампанский тост
за мир
          во человецех.
Подпишут мир
                     на глади листа,
просохнут
               фамилии
                             на́сухо, —
а мы
        посмотрим,
                          что у Христа
припрятано за пазухой.
За пазухой,
                полюбуйтесь
                                    вот,
ему
      наложили янки —
сильнейший
                  морской
                               и воздушный флот,
и газы в баллонах,
                           и танки.
Готов
        у Христа
                    на всех арсенал;
но главный
                за пазухой
                                камень —
злоба,
          которая припасена
для всех,
             кто с большевиками.
Пока
        Христос
                    отверзает уста
на фоне
            пальмовых веток —
рабочий,
             крестьянин,
                               плотнее стань
на страже
               свободы Советов.