Сатирические стихи про село

Найдено стихов - 6

Владимир Высоцкий

Частушки к спектаклю «Живой»

* * *

Видно, острая заноза
В душу врезалась ему,
Только зря ушел с колхоза —
Хуже будет одному.

Ведь его не село
До такого довело.




* * *

Воронку бы власть — любого
Он бы прятал в «воронки»,
А особенно — Живого,
Только руки коротки!

Чёрный Ворон, что ты вьёшься
Над Живою головой?
Пашка-Ворон, зря смеёшься:
Лисапед еще не твой!

Как бы через село
Пашку вспять не понесло!




* * *

Мотяков, твой громкий голос —
Не на век, не на года,
Этот голос — тонкий волос,
Лопнет — раз и навсегда!

Уж как наше село
И не то ещё снесло!




* * *

Петя Долгий в сельсовете —
Как Господь на небеси,
Хорошо бы эти Пети
Долго жили на Руси!

Ну, а в наше село
Гузенкова занесло.




* * *

Больно Федька загордился,
Больно требовательным стал:
Ангел с неба появился —
Он и ангела прогнал!

Ходит в наше село
Ангел редко, как назло!




* * *

Эй, кому бока намяли?
Кто там ходит без рогов?
Мотякова обломали,
Стал комолый Мотяков!

Так бежал через село —
Потерял аж два кило!




* * *

Без людей да без получки
До чего, Фомич, дойдёшь?!
Так и знай — дойдёшь до ручки,
С горя горькую запьёшь!

Знает наше село,
Что с такими-то было!




* * *

Настрадался в одиночку,
Закрутился блудный сын.
То ль судьбе он влепит точку
То ль судьба — в лопатки клин.

Что ни делал — как назло,
Завертело, замело.




* * *

Колос вырос из побега
Всем невзгодам супротив.
Он промыкался, побегал —
И вернулся в коллектив.

Уж как наше село
Снова члена обрело!

* * *

Хватит роги ломать, как коровам,
Перевинчивать, перегибать,
А не то, Гузенков с Мотяковым,
Мы покажем вам кузькину мать!

Владимир Маяковский

Прошения на имя бога — в засуху не подмога

Эй, крестьяне!
       Эта песня для вас!
Навостри на песню ухо!
В одном селе,
       на Волге как раз,
была
   засу́ха.

Сушь одолела —
        не справиться с ней,
а солнце
     сушит
        сильней и сильней.
Посохли немного
и решили:
     «Попросим бога!»
Деревня
     крестным ходом заходила,
попы
   отмахали все кадила.

А солнце шпарит.
         Под ногами
уже не земля —
        а прямо камень.
Сидели-сидели, дождика ждя,
и решили
     помолиться
           о ниспослании дождя.
А солнце
     так распалилось в высях,
что каждый росток
          на корню высох.
А другое село
по-другому
      с засухами
            борьбу вело,
другими мерами:
агрономами обзавелось
            да землемерами.
Землемер
     объяснил народу,
откуда
    и как
       отвести воду.
Вел
  землемер
       с крестьянами речь,
как
  загородкой
        снега беречь.

Агроном учил:
       «Засеивайтесь злаком,
который
     на дождь
          не особенно лаком.
Засушливым годом
засеивайтесь корнеплодом —
и вырастут
      такие брюквы,
что не подымете и парой рук вы».
Эй, солнце —
       ну-ка! —
попробуй,
     совладай с наукой!
Такое солнце,
       что дышишь еле,
а поля — зазеленели.
Отсюда ясно:
       молебен
в засуху
    мало целебен.
Чем в засуху
      ждать дождя
             по году,
сам
  учись
     устраивать погоду.

Владимир Маяковский

О «фиасках», «апогеях» и других неведомых вещах

На съезде печати
у товарища Калинина
великолепнейшая мысль в речь вклинена:
«Газетчики,
думайте о форме!»
До сих пор мы
не подумали об усовершенствовании статейной формы.
Товарищи газетчики,
СССР оглазейте, —
как понимается описываемое в газете.

Акуловкой получена газет связка.
Читают.
В буквы глаза втыкают.
Прочли:
— «Пуанкаре терпит фиаско». —
Задумались.
Что это за «фиаска» за такая?
Из-за этой «фиаски»
грамотей Ванюха
чуть не разодрался:
— Слушай, Петь,
с «фиаской» востро держи ухо!
даже Пуанкаре приходится его терпеть.
Пуанкаре не потерпит какой-нибудь клячи.
Даже Стиннеса —
и то! —
прогнал из Рура.
А этого терпит.
Значит, богаче.
Американец, должно.
Понимаешь, дура?! —

С тех пор,
когда самогонщик,
местный туз,
проезжал по Акуловке, гремя коляской,
в уважение к богатству,
скидавая картуз,
его называли —
Господином Фиаской.

Последние известия получили красноармейцы.
Сели.
Читают, газетиной вея.
— О французском наступлении в Руре имеется?
— Да, вот написано:
«Дошли до своего апогея».
— Товарищ Иванов!
Ты ближе.
Эй!
На карту глянь!
Что за место такое:
А-п-о-г-е-й? —
Иванов ищет.
Дело дрянь.
У парня
аж скулу от напряжения свело.
Каждый город просмотрел,
каждое село.
«Эссен есть —
Апогея нету!
Деревушка махонькая, должно быть, это.
Верчусь —
аж дыру провертел в сапоге я —
не могу найти никакого Апогея!»
Казарма
малость
посовещалась.
Наконец —
товарищ Петров взял слово:
— Сказано: до своего дошли.
Ведь не до чужого?!
Пусть рассеется сомнений дым.
Будь он селом или градом,
своего «апогея» никому не отдадим,
а чужих «апогеев» — нам не надо. —

Чтоб мне не писать, впустую оря,
мораль вывожу тоже:
то, что годится для иностранного словаря,
газете — не гоже.

Демьян Бедный

Притон

Дошёл до станового слух:
В селе Голодном — вольный дух:
У двух помещиков потрава!
И вот — с несчастною, покорною толпой
Кровавая учинена расправа.
Понёсся по селу и плач, и стон, и вой…
Знал озверевший становой,
Что отличиться — случай редок,
Так лил он кровь крестьянскую рекой.
Что ж оказалось напоследок?
Слух о потраве был пустой:
От мужиков нигде потравы никакой.
«Ах, чёрт! Дела на слабом грунте!
Не избежать плохой молвы!»
Но, не теряя головы,
Злодей строчит доклад об усмирённом бунте.
Меж тем, очнувшися от бойни, мужики
На тайном сходе у реки
Постановили: быть Афоне
За дело общее в столице ходоком,
Пред Думой хлопотать, — узнать, в каком
законе
Дозволено всё то, что ноне
Лихие вороги творят над мужиком?
Уехал наш ходок и через две недели
Привозит весть.
Не дали мужики Афоне с возу слезть,
Со всех сторон насели:
«Был в Думе?» — «Был».
«Ну, что?»
«Да то:
Судились овцы с волком…»
«Эй, не томи!.. Скорее толком
Всё говори, — кричит Егор, —
Нашёл на извергов управу?»
«Не торопись ты… Больно скор…
Мы казнены и впрямь совсем не за потраву.
Шёл в Думе крепкий спор
Про наше — слышали? — про наше изуверство!
Но всех лютей чернил нас некий старичок…
По виду так… сморчок…
А вот — поди ж, ответ держал за министерство:
«Потравы не было. Да дело не в траве:
У мужика всегда потрава в голове».
Так, дескать, господа нас малость постращали,
Чтоб мы-де знали:
Крепка ещё на нас узда!
А кровь… Так не впервой у нас её пущали…
Что, дескать, было так и будет повсегда!»
«Ай, горе наше! Ай, беда!
Ни совести в тебе, скотина, ни стыда! —
Тут с кулаками все к Афоне. —
Ты ж в Думу послан был, а ты попал куда?
Ведь ты же был, никак, балда,
В разбойничьем притоне!»

Владимир Маяковский

Жид

Черт вас возьми,
        черносотенная слизь,
вы
  схоронились
        от пуль,
            от зимы
и расхамились —
        только спаслись.
Черт вас возьми,
тех,
  кто —
за коммунизм
       на бумаге
            ляжет костьми,
а дома
   добреет
       довоенным скотом.
Черт вас возьми,
тех,
  которые —
коммунисты
      лишь
         до трех с восьми,
а потом
    коммунизм
          запирают с конторою.
Черт вас возьми,
вас,
  тех,
кто, видя
     безобразие
           обоими глазми,
пишет
   о прелестях
         лирических утех.
Если стих
     не поспевает
           за былью плестись —
сырыми
    фразами
        бей, публицист!
Сегодня
    шкафом
        на сердце лежит
тяжелое слово —
        «жид».
Это слово
     над селами
           вороном машет.
По трактирам
       забилось
            водке в графин.
Это слово —
     пароль
         для попов,
              для монашек
  из недодавленных графинь.
Это слово
     шипело
         над вузовцем Райхелем
царских
    дней
       подымая пыльцу,
когда
   «христиане»-вузовцы
             ахали
грязной галошей
        «жида»
            по лицу.
Это слово
     слесарню
          набило до ве́рха
в день,
    когда деловито и чинно
чуть не на́смерть
         «жиденка» Бейраха
загоняла
     пьяная мастеровщина.
Поэт
  в пивной
      кого-то «жидом»
честит
   под бутылочный звон
за то, что
    ругала
       бездарный том —
фамилия
    с окончанием
           «зон».
Это слово
     слюнявит
          коммунист недочищенный
губами,
   будто скользкие
           миски,
разгоняя
    тучи
      начальственной
              тощищи
последним
     еврейским
          анекдотом подхалимским.
И начнет
    громить
        христианская паства,
только
   лозунг
      подходящий выставь:
жидов победнее,
        да каждого очкастого,
а потом
    подряд
        всех «сицилистов».
Шепоток в очередях:
          «топчись и жди,
расстрелян
      русский витязь-то…
везде…
   жиды…
      одни жиды…
спекулянты,
      советчики,
           правительство».
Выдернем
     за шиворот —
одного,
    паршивого.
Рапортуй
    громогласно,
          где он,
             «валютчик»?!
Как бы ни были
       они
         ловки́ —
за плотную
     ограду
        штыков колючих,
без различия
      наций
         посланы в Соловки.
Еврея не видел?
        В Крым!
            К нему!
Камни обшарпай ногами!
Трудом упорным
        еврей
           в Крыму
возделывает
      почву — камень.
Ты знаешь,
     язык
       у тебя
          чей?
Кто
  мысли твоей
        причина?
Встает
   из-за твоих речей
фабрикантова личина.
Буржуй
   бежал,
      подгибая рессоры,
сел
  на английской мели́;
в его интересах
       расперессорить
народы
    Советской земли.
Это классов борьба,
         но злее
             и тоньше, —
говоря короче,
сколько
    побито
       бедняков «Соломонишек»,
и ни один
     Соломон Ротшильд.
На этих Ротшильдов,
          от жира освиневших,
на богатых,
     без различия наций,
всех трудящихся,
        работавших
              и не евших,
и русских
     и евреев —
          зовем подняться.
Помните вы,
      хулиган и погромщик,
помните,
    бежавшие в парижские кабаре, —
вас,
  если надо,
       покроет погромше
стальной оратор,
        дремлющий в кобуре.
А кто,
   по дубовой своей темноте
не видя
    ни зги впереди,
«жидом»
    и сегодня бранится,
             на тех
прикрикнем
      и предупредим.
Мы обращаемся
        снова и снова
к беспартийным,
        комсомольцам,
               Россиям,
                   Америкам,
ко всему
    человеческому собранию:
— Выплюньте
       это
         омерзительное слово,
выкиньте
     с матерщиной и бранью!

Александр Пушкин

Сказка о попе и о работнике его Балде

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Пон говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь».
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк, но самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— «Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
Беса старого взяла тут унылость.
«Скажи, за что такая немилость?»
— «Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха».
— «Балдушка, погоди ты морщить море.
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука».
Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
«Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть — возьми, да с уговору,
С, общего нашего приговору —
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок».
Засмеялся Балда лукаво:
«Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшего брата».
Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
«Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь — а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
«Погоди, — говорит, — схожу за оброком».
Пошел к деду, говорит: «Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!»
Старый Бес стал тут думать думу.
А Балда наделал такого шуму,
Что все море смутилось
И волнами так и расходилось.
Вылез бесенок: «Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк —
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любимую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?» — «Да жду вон этой тучки:
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку».
Испугался бесенок да к деду,
Рассказывать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
Вылез опять бесенок: «Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь…»
— «Нет, — говорит Балда, —
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, враженок, задачу.
Посмотрим, какова у тебе сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылы, ан будет он мой».
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: «Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног».
Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего — собрали полный оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»